Не только Омску предстоит эта процедура... Как выяснилось, наиболее активных противников подорожания общественного транспорта на днях здесь, на другом конце земли, арестовали. Подробности - в репортаже для БК55 из Лос-Анджелеса.
Мой автобус №250 на конечной остановке «Кинокомпания «Юниверсал», что в Северном Голливуде, на днях пришлось ждать минут двадцать. Водитель, естественно, отказался брать за проезд две однодолларовые бумажки - полтора бакса насобирал мелочью. В салоне на полочке с расписанием увидел любопытное - буклет с текстом на нескольких языках, в том числе на русском.
Текст примерно такой: «Чтобы продолжить надежное обслуживание расширенной транспортной сети округа LA, компания Metro должна рассмотреть повышение тарифов. Вместе с увеличением тарифа Metro планирует предоставить более широкие возможности тем, кому приходится ездить с пересадками: при оплате одной поездки карточкой TAP пересадки будут бесплатными. В настоящее время пассажиры обязаны оплатить полную стоимость проезда в размере $1.50 каждый раз, когда они садятся в автобус или поезд».
Далее поясняется: «Любые изменения тарифов утверждаются правлением Metro. Прежде чем правление примет решение, компания Metro намерена провести публичные слушания, чтобы собрать замечания по данному предложению: Суббота, 29 марта, в 9.30 утра Штаб-квартира Metro, зал заседаний совета директоров One Gateway Plaza Los Angeles, CA 90012». Да, это не РЭК Омской области...
Тем, кто прийти не сможет, уточняется, что «люди могут высказать свое мнение на форумах Metro по тарифам, которые будут проводиться в рамках собраний Регионального служебного совета по всему округу Лос-Анджелес. Это не публичные слушания, однако на них будут представлены предложения по изменению тарифов, а высказанные замечания общественности будут записаны и направлены правлению Metro. Metro также рассмотрит предложения и замечания на региональных форумах по тарифу в пределах округа. Все собрания Metro проводятся в помещениях, доступных для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
И еще: «3апросы о предоставлении необходимых приспособлений, а также услуг переводчика следует подавать не позднее чем за три рабочих дня до начала запланированного мероприятия по телефону 213.922.4600 или по телефону 711 службы переадресации телефонных звонков штата Калифорния».
В том, из-за чего сыр-бор, разбираться нужно долго. Компания предлагает два варианта тарифов: нынешний и предлагаемые, а также три «фазы» повышения. В табличках с разными вариантами - около сотни тарифов, включая специальные цены для инвалидов, студентов и пр. Мне хватает знания двух: одна поездка - $1.50. дневной проездной - $5.
Первый, базовый тариф с учетом уже бесплатных пересадок планируется повышать до $1.75, $2.00 либо $2.25.
На слушаниях в офисе компании «выступило 165 или около того», как говорится в отчете компании, человек. Заседали 4 часа. Выступали в основном мексиканского вида лос-анджелесцы, основной контингент здешнего общественного транспорта. Посыл был такой: у нас нет образования и поэтому нет денег, чтобы соглашаться на предложения компании о подорожании. Ругали за высокий интервал движения, как сейчас работает общественный транспорт. Судя по рассказам, руководители Metro, солидные белые люди в костюмах, мужественно вытерпели все это, прямо как наш Анатолий Тиль - публичные слушания по архитектуре.
Однако, в отличие от наших прений, здесь все мирно не закончилось: двух выступавших арестовали, одного даже ждет уголовное преследование за пренебрежение субординацией по отношению к представителю власти. В итоге Metro зафиксировало, что стороны готовы воспринимать друг друга и решено провести 22 мая meeting - из-за особенностей английского не поймешь: либо еще одно собрание, либо действительно акцию протеста...
Метро - это может быть не только скоростной трамвай, но и обычный автобус
Metro, занимающая примерно половину городского рынка транспортная госкомпания, здесь - и метро, и что-то совсем другое. Это хозяйство состоит из трех отдельных транспортных сетей: полностью подземного метро (Heavy Rail) с энергоснабжением через контактные рельсы, легкорельсовой железной дороги (Light Rail), проходящей в основном по поверхности земли и получающей энергию от воздушной контактной сети и метробуса (MetroBus), то есть под названием Metro - обычного автобуса, двигающегося по специально отведенным дорожным коридорам.
Иногда в лос-анджелесском метро можно, на мой взгляд, увидеть то, как по сегодняшним представлениям будет выглядеть многострадальный омский скоростной транспорт.
Например, в даунтауне, возле конвеншн-центра, где в 2000 году проводился съезд демократической партии, метро выходит на поверхность. В отличие от метрополитена московского, выходящие наружу пути не закрываются высокими страшными заборами с сетками, напоминаниями о высоком напряжением и пр. Поезд метро, выскочив из-под земли, сразу попадает на переезд, пересечение с городской автодорогой, поэтому за пару кварталов отсюда каждые пару минут слышен гудок, напоминающий почему-то паровозный - так составы сигнализируют о своем движении. По-моему, это не слишком приятно. В метрах двадцати от переезда поезд подходит к платформе «Пико», с которой идут две ветки: старая, на юг, в Лонг-Бич, и та самая новая, на запад, чуть не достающая до любимых киношниками пляжей Санта-Моники.
Обе линии надземные, хотя больше переездов на этих направлениях я не заметил. Так вот эти надземные ветки, особенно в пределах густонаселенного даунтауна, с учетом переезда и светофора внешне уже не отличаются от того, что называется скоростным трамваем. Ветка на Лонг-Бич называется «первой линией легкорельсового транспорта в Лос-Анджелесе».
Напоминает про омские дискуссии еще и другое. Сама подземка здесь полупустая (у нас противники традиционного метро, обосновывая нерациональность метро «настоящего», любят приводить расчеты о том, что метро не будет востребовано в той мере, в какой необходимо для окупаемости). Экономика экономикой, но мне как пассажиру, честно говоря, приятнее спускаться в метро свободное, чем, допустим, в московское в час-пик.
А про строящуюся ветку легкого метро на Санту-Монику говорят так: «если будут деньги в бюджете, к 2016 году достроят до берега океана». Что-то такая формулировка очень напоминает...
Борис Куркин