Киев говорит, что хочет «как можно скорее» начать покупать на Западе столь необходимый для работы промышленности газ. Но как далеко может зайти солидарность с компанией, которая поражена коррупцией, сгибается под грузом долгов и зарекомендовала себя как злостный неплательщик?
Если украинцы на самом деле так вам дороги, помогите им расплатиться с огромными долгами Газпрому, пригрозил президент России Владимир Путин. Речь идет о 1,6 миллиарда долларов, который должен выплатить Москве Нафтогаз Украины. Тем самым вы обеспечите стабильность идущих через их территорию поставок российского газа!
Вот уже не первый год украинская государственная энергокомпания играет ключевую роль в спорах Москвы и Киева. Она буквально не дает покоя Владимиру Путину, который хотел бы решить проблему радикальным способом: Газпром покупает Нафтогаз и берет под контроль газопроводы и газохранилища (ему уже удалось провернуть подобную операцию с газовыми компаниями Белоруссии и Армении).
Киев не желал принимать это «дружеское» предложение даже в те времена, когда у руля страны стоял пророссийский президент Виктор Янукович. Но затем напряженность возросла, и Газпром отменил действовавший до недавнего времени льготный тариф для украинских партнеров: в начале апреля цена на газ подскочила на 80%.
Такое резкое повышение тарифов вынудило Нафтогаз приостановить платежи «на время переговоров». Никакой платы за газ и погашения долга в этот период не будет, предупредил новый глава Нафтогаза Андрей Коболев. Он сменил в этой должности Евгения Бакулина, которого задержали 21 марта по подозрению в коррупции и нецелевом использовании нескольких миллиардов евро.
Чистые руки
Западу очень непросто вести дела с этой унаследовавшей старые методы работы компанией. Кроме того, сейчас она стала целью операции «чистые руки», которая может скомпрометировать в том числе и политиков с Майдана.
Киев говорит, что хочет «как можно скорее» начать покупать на Западе столь необходимый для работы промышленности газ в случае прекращения поставок из России, откуда приходит 60% газа и две трети нефти.
Но как далеко может зайти солидарность с компанией, которая поражена коррупцией, сгибается под грузом долгов и зарекомендовала себя как злостный неплательщик? Европейские энергетические компании, у которых существуют давние связи с Газпромом, дважды подумают, прежде чем что-то предпринять.
Предложение поступало в GDF Suez. Немецкая RWE, которая подписала рамочное соглашение с Нафтогазом в 2012 году, сейчас обсуждает возможность продажи драгоценного топлива. Но с чего бы этим компаниям продавать газ дешевле Газпрома?
Коболев не стал скрывать, что его предприятие не сможет заменить другими источниками 30-35 миллиардов кубометров газа, которые поступили от Газпрома за 2013 год.
Географические ограничения обойти никак не получится. Украина не в силах построить инфраструктуру, которая освободила бы ее от господства России. Она просто обречена на договоренность с великим соседом. После газовой войны рано или поздно придется заключать мир.
Жан-Мишель Беза