Хотим мы того или нет, но годовщина апрельских событий 2007 года теперь отмечается у нас ежегодно, пусть и неофициально. Одни отмечают эту дату как день, в который местным русским было "указано их истинное место", другие — как день осквернения исторической памяти.
Оба подхода имеют право на существование, но оба они по своей сути конфликтны. Чтобы полностью преодолеть причиненный теми событиями общественный раскол, понадобятся десятилетия, да и то если политики будут готовы осознать свои ошибки и проделать немалую работу по пути исправления последствий. Готовы ли они к этому? Пока еще, вероятно, нет, ведь на конфликтах так просто зарабатываются голоса.
А между тем возможности для преодоления недоверия между общинами вполне существуют. Возьмем хотя бы место на Тынисмяги, где раньше стоял перемещенный на Военное кладбище монумент. В последние годы предложения о том, чем заполнить эту ныне самую дорогую (во всех смыслах) в Эстонии клумбу, звучали неоднократно.
Одни предлагали создать здесь мемориал всем погибшим во Второй мировой войне, другие — открыть памятник жертвам коммунистического режима. Третьи вообще предлагали построить на этом месте бизнес-центр или расширить дорожную развязку. Были и более нейтральные мысли — открыть тут фонтан или поставить памятник одному из эстонских писателей.
Понятно, что вариант клумбы долго не продержится и столь эталонное для монумента место рано или поздно будет чем-то заполнено. На мой взгляд, нельзя допустить, чтобы здесь было возведено что-то конфликтное. Раз уж это место однажды стало местом раздора, то оно вполне могло бы стать и местом примирения.
Может быть, это прозвучит в нынешней политической ситуации несколько наивно, но я бы предложил открыть на этом месте монумент примирения эстонской и русской общин. Чтобы туда могли приходить все те люди, которым нечего делить с представителями других национальностей и которые готовы забыть прошлые обиды во имя строительства общего будущего Эстонии.
Как должен выглядеть этот монумент? Возможно, в виде стилизованного изображения дружной эстонско-русской семьи. Или переведенных на русский язык книг Таммсааре, а на эстонский — Достоевского. Или зеркал, в которых каждый смог бы увидеть свои национальные достоинства и недостатки. Идей может быть множество. Главное - показать, что у эстонцев и русских есть много общего, чем оба народа могут и должны гордиться.
Уверен, что открытие подобного монумента послужило бы хорошим началом для решения накопившихся в Эстонии межнациональных проблем. А будет ли это реализовано сейчас или через 20 лет — зависит от всех нас.
Родион Денисов