В сибирские школы прибыли новые постеры - политическая азбука, предложенная группой разработчиков из Иркутска, близкой к «Единой России». На плакате каждой букве русского алфавита соответствуют понятия, взятые непосредственно из теленовостей.
«П» - Путин, «Д» - Донецк, «А» - Антимайдан. Это ключевые слова, которые российские дети должны запомнить, пока учатся читать. Политически переработанный алфавит, как говорят его авторы: вместо фруктов, животных и членов семьи появились символы, которые зачастую нелегко понять даже взрослым, не только первоклассникам. Например, буква «В» проиллюстрирована изображением вооруженного солдата и соответствует слову «Вежливость». Речь идет о «вежливых людях» - так называли военных без знаков различия, которые аннексировали Крым. Буква «И» - История - проиллюстрирована изображением человека, который держит в руках красное знамя с серпом и молотом, а не российский триколор. Другие символы могут оказаться слишком тревожными для аудитории 6-летних: «Ъ» олицетворяет министр иностранных дел Сергей Лавров со сжатыми челюстями - «Твердость». Буква «Ю» - Южный поток (газопровод), «О» - Отец в образе Патриарха Кирилла».
«Все это символы путинской пропаганды: военные (буквы соответствуют словам «Смелость», «Безопасность» и «Честь»), полицейские («Б» - украинский спецназ «Беркут»), газ, религия, Крым, «С» - Севастополь, «Я» - Ялта, «Ы» - Крым. Некоторые символы наверняка вызовут вопросы у детей: «Т» - «Тополь», но не дерево, а ядерный ракетный комплекс. За короткое время Россия поменяла символы, только «Л» - Любовь - сохранилась в букваре.
Возможно, новый русский алфавит поможет учителям в нелегком деле провести урок, посвященный Крыму. Министерство образования обязует их растолковать детям всех возрастов «моральные и правовые достоинства воссоединения» и роль «человеколюбивой России» в борьбе с угрозой со стороны правительства Киева и НАТО.
Наталья Любомирская, директор НИУ ВШЭ, советует преподавателям, несмотря ни на что, «быть честными и говорить то, что они думают». «Да, подавляющее большинство населения и членов нашего коллектива считает присоединение Крыма правильным шагом. Но превращать уроки в политинформацию не следует. Ученики должны слышать доводы за и против - мы же хотим, чтобы они стали сознательными гражданами, а не марионетками».
Анна Зафесова