Руководитель НП «Безопасный город» Иван Меняйлов рассказал БК, как «Газелям» удается ездить с тарифом в 16 рублей, зачем он объединился с Владимиром Геворгяном и что ждет омский общественный транспорт через десять лет.
– Иван Николаевич, недавно ехала на маршрутке с надписью «ИП Меняйлов», стоимость проезда там – 16 рублей. У вас много машин работает по такому низкому тарифу?
– Машины «Безопасного города» с таким тарифом работают на так называемой базовой маршрутной сети, там сохраняются все льготы, и там мы обязаны работать по тарифу, который нам устанавливает город. Ездят наши 16-рублевые «Газели» и на еще четырех коммерческих маршрутах.
– По базовой сети понятно – вы получаете субсидии из бюджета, а за счет чего удается удерживать такой тариф на коммерческих маршрутах?
– Маршруты короткие, поэтому и при 16 рублях рентабельность сохраняется. Более того, как я уже неоднократно говорил, можно на всех «Газелях» сделать проезд по 16 рублей. Но для этого нужно сократить количество машин, которые работают на этом рынке, чтобы у остальных рентабельность сохранялась. Сегодня же этот рынок в Омске явно переполнен.
– По оценкам вашего коллеги Николая Артемьева, сегодня в городе ездит порядка 4 тысяч единиц общественного транспорта.
– По моим подсчетам, эта цифра еще больше: думаю, что сегодня по Омску ездит порядка 4,5 тысяч «Газелей» и автобусов. А в конкурсе участвовало только около 3 тысяч, остальные – «нелегалы». В итоге на маршрутах, где легко обойтись 30 машинами, ездят 80. Водители по 1,5 часа на конечных остановках стоят, ждут своей очереди выехать. А что творилось после конкурсов!
– И что творилось?
– Мы, как законопослушные граждане, участвовали в конкурсе, честно выиграли его, приходим на маршрут – а нас не пускают! Говорят, мы 20 лет здесь работаем и никуда не уйдем, и наплевать нам на ваши конкурсы! В итоге нас по «12 каналу» еще и бандитами объявили!
– И как, по-вашему, можно решить эту проблему?
– Это может сделать только власть, административными методами. Но сегодня чиновники говорят, что рычагов мало. Получается, что при тарифе 18 рублей рентабельность стала такая же, как и при 12 рублях. При этом, когда тариф был 12 рублей, никто новых машин не покупал, а сейчас покупают – и в итоге большого появления новых машин при сохранении всех старых рентабельность падает.
– Перевозка льготников может существенно помочь частным перевозчикам?
– В теории, конечно, да. Но на практике сегодня терминалы с программой для перевозки льготников у победителя конкурса Минтруда екатеринбургской фирмы «Удобный город» можно приобрести только за 38 тысяч рублей! Без программы аппарат стоит 13 тысяч, но такую программу ты больше нигде не купишь! О городском и областном транспорте чиновники позаботились – им программа прилагается бесплатно, а о частниках никто и не думал. Одна надежда, что скоро будет новый конкурс, и там будут прописаны более щадящие условия и для предпринимателей.
– А каков на сегодня уровень рентабельности на этом рынке?
– При идеальных условиях одна машина окупается пять лет.
– Меняется ли, на ваш взгляд, структура рынка? Появились ли реальные крупные игроки на этом рынке?
– Крупных практически нет. Я имею в виду не объединения, а собственников. В основном хозяин «Газели» – он же и водитель. Но ситуация очень медленно начинает меняться.
– Разве «Безопасный город» не является крупным игроком? Сколько у вас своих машин?
– Больше ста. Видели по городу «Ситроены» ездят? Это все наши. Юридические услуги мы оказываем для порядка 500 машин. Тем же объединениям, которые оказывают только юридические услуги, все равно, сколько машин на маршруте работает, им рентабельность каждой машины, по сути, не важна, в отличие от тех, кто имеет свой подвижной состав. Собственник в выручке каждой своей «Газели» или автобуса заинтересован.
– А некоммерческие объединения Николая Артемьева, Владимира Геворгяна разве нельзя назвать крупными игроками?
– Можно я не буду отвечать на этот вопрос? В ближайшее время, думаю, все участники объединятся для наведения порядка на рынке пассажирских перевозок. На сегодняшний момент СРО «Омские перевозчики» и «Безопасный город» объединились (мы вошли в их организацию, они – в нашу), и мы ведем переговоры с другими участниками рынка.
– Иван Николаевич, кроме переизбытка машин, какие сегодня самые острые проблемы на рынке коммерческих перевозок?
– Топливо дорожает. С кадрами сложно. Сегодня вакансий много, поэтому многие работают так: поездил, разбил машину, ушел к другому перевозчику… Общей-то базы нет.
– Как и все омичи, вы, разумеется, в курсе, как мучительно сегодня власти Омска решают дилемму между метро и скоростным трамваем. Вы сторонник чего?
– По-моему, нужно обновить городской автобусный парк и сократить количество «Газелей». Если все будет стабильно и экономически выгодно, то новые автобусы купит частник, а не город. Известно же, что метро будет у нас глубоко убыточно, и со скоростным трамваем много непонятного. В идеале еще, конечно бы, навести порядок с личными авто. Ведь у нас сегодня молодые люди не хотят ездить на общественном транспорте, а только на личных машинах. Пусть эта машина будет старая, поломанная, пусть ее содержание и приобретение создадут солидную брешь в семейном бюджете, но зато у него своя машина! Такую психологию можно поменять только с помощью экономических рычагов.
– Каким вы видите общественный транспорт в Омске через десять лет?
– Думаю, будут ездить только большие автобусы. А транспорт средней вместимости останется только на окраинах, где предпринимателям работать на больших автобусах будет совсем невыгодно из-за низкого пассажиропотока. Будут и другие изменения. Уже к концу этого года льготы и проездные будут действительны и в частном транспорте, то есть для пассажира не будет никакой разницы, на частном или муниципальном транспорте ехать.
Текст: Наталья Николаева
«Бизнес-курс» №20 от 28.05.2014г.