БК55 писал о том, что в омских судах находятся десятки исков к предпринимателям, в продажу к которым попала продукция с незаконно использованной символикой мультфильма «Смешарики». Омичам это грозит десятками тысяч убытка, предприниматели считают эту практику «рэкетом по закону» . Юрист Алексей Куденков, который защищает интересы правообладателей знака, представил свою точку зрения.
- Как ваша компания получила права на «Смешариков»?
- В этом никакого секрета нет. Я являюсь директором некоммерческого партнерства «Красноярск против пиратства», создана компания в 2007 году, и в 2011-м мы подписали договор с ООО «Викторов и партнеры», которое является генеральным представителем «Смешариков» на территории РФ, ну и мы, соответственно, тоже представители этой компании.
- В России, если не ошибаюсь, около 450 исков подано по этой теме...
- Иски подаем не только мы, но и еще ряд представителей в различных регионах РФ, но в целом количество исков такое и есть.
- Мы общались с вашими оппонентами. Это малые предприниматели, как правило, обладающие не очень большими ресурсами. Почему подаете иски к малому бизнесу, к тем кто занимается дистрибуцией. Почему не к производителям?
- Могу сказать, что характеристики наших ответчиков совершенно различны. Начиная от владельцев маленьких торговых точек от 2-х кв. м до крупнейших российских ритейлеров. И производитель, и розничный продавец, каждый несет свою меру ответственности в зависимости от того,что он совершил.
- Наверное, вы читали отклики в прессе? Все это выглядит немножечко как рэкет. Вас не смущает этическая сторона вопроса?
- Для ответчиков это единственная возможность постараться избежать ответственности — выставить себя обиженными, несчастными, обездоленными. Поверьте, когда случаются ситуации, в которых ответчиками действительно выступают те лица, у которых сложное материальное положение, и если они признают себя виновным в этом нарушении, конечно, мы идем навстречу , стараемся урегулировать ситуацию, чтобы это было максимально безболезненно для ответчика.
- Выдвигаете иски с требованием максимально возможного наказания?
- Мы не можем до момента подачи заявления в суд собрать полностью достоверную информацию для ответчика. Из того, что закупка сделана в одной торговой точке, не означает, что у него нет еще 10-12-100 таких же торговых точек. Когда ответчик получает исковое заявление и желает выйти на контакт, мы с ним встречаемся, общаемся, смотрим, что он из себя представляет как предприниматель, от этого зависят условия регулирования.
- А как вы их находите? По жалобам или сами ходите по магазинам?
- Сотрудники нашей компании обучены на выявление контрафактной продукции, ходят по магазинам, это называется мониторинг, и выявляют нарушения.
- У вас в Омске филиал или сотрудники ездили в командировки? Какой механизм для других городов?
- В разных городах по-разному, где-то сотрудники в командировки ездят, где-то находим здесь сотрудников, заключаем с ними договор.
- А к красноярским предпринимателям есть иски?
- Да, конечно.
- Как реакция в городе?
- Первые иски к красноярским предпринимателям были поданы в 2011 году . Ситуация в различных городах складывается примерно одинаково. Поскольку это новая проблема для предпринимателей, мы сначала сталкиваемся с негативом, но потом по мере установления практики в арбитражных судах все больше предпринимателей приходит к признанию свой вины и, главное, к тому, что контрафактный товар исчезает с витрин.
- Наша собеседница из числа малых предпринимателей удивляется, почему ее сразу «уведомили» иском, сразу на крупную для нее сумму — 50 тыс. руб., почему не сделали предупреждение — она законопослушный гражданин и добровольно бы убрала продукцию.
- Мы пробовали работать и в такой форме — когда непосредственно после закупки направляли претензию, и действительно ранее слышали много подобных доводов. Как правило, все ответчики в суде говорят: мол, что же вы не обратились к нам раньше, мы бы все урегулировали. Но, как показывает практика, это только слова, за которыми ничего не стоит. Обещают урегулировать, а при повторных проверках выявляются те же нарушения. Работа по предупреждению - это пустые затраты, не эффективна.
- С кем еще работаете по защите прав?
- Например, с компанией, которая представляет защиту прав марки «Маша и Медведь». Ряд других компаний, которые так же ведут деятельность по выявлению, но просят пока не раскрывать информацию.
- Специализируетесь на защите прав только или есть другие направления деятельности?
- Когда к нам обращаются предприниматели проконсультироваться, является ли продажа того или иного товара нарушением или нет, мы консультируем их бесплатно.
- Что вас привело в наш город? Посещаете все города, где рассматриваются иски вашей компании?
- В Омске есть ряд сложных процессов по нарушению прав компаний моих клиентов.
- То есть это не система, вы не все города объезжаете, а выезжаете на особо сложные случаи?
- Да.
- В нашем городе судитесь только с мелкими предпринимателями?
- Почему, есть и крупные. «Победа», ООО «Формат» (компании Дмитрия Шадрина — прим. ред.). С ними дела вести проще, как ни странно. Удивительно, что именно в Омске сложился довольно сильный негативный фон среди всех городов, где мы работаем. В частности, по публикациям на вашем сайте можем об этом судить.
От редакции: предоставить свое фото г-н Куденков отказался, ссылаясь на то, что не желает, чтобы его фотографии тиражировались в интернете
Записала Ярослава Данилова