В Омске будет создана межрегиональная ассоциация городов, через которые проходил Сибирский тракт. В нее войдут районные центры и поселки Омского, Новосибирского и Тюменского регионов. Как заработать на проезжающих туристах до трех миллиардов, рассказывает инициатор проекта глава Тюкалинского района Омской области Иван Куцевич.
- Иван Иванович, в чем заключается ваша инициатива?
- Мы хотим объединить города и поселки, через которые проходил Московский-Сибирский тракт. Эта дорога шла от Москвы до самых до окраин, то есть через всю Сибирь до Китая и дала жизнь многим городам, в том числе и большим.
- Цель этого объединения?
- Цель проекта — развитие этих территорий как в культурно-историческом аспекте, так и в материальном. В наших планах получение инвестиций для развития этих городов. Ассоциацию поддерживает координационный совет проекта «Сибирский тракт». В его составе — ученые, музейные работники, представители бизнеса, общественных организаций и властей.
- Тюкалинск тоже располагался на Сибирском тракте?
- Да. Тюкалинский уезд в свое время был самым крупным в Тобольской губернии. В него входили 17 районов Омской области и 6 районов Новосибирской области и район Тюменской области. В уезде было 240 тысяч населения. Озеро Чаны находилось на территории Тюкалинского уезда. Была развита промышленность. Но самое основное, что давало развитие городу - это Сибирский тракт. И сегодня по нашему городу идет огромный поток машин. Как показали замеры электронным прибором, установленные на автозаправочной станции на трассе, ежедневно через наш город проезжает от 7 до 15 тысяч машин. Это тот потенциал, который позволяет задуматься о перспективе превращения неорганизованного туриста в организованного.
- За счет чего вы хотите привлечь туристов?
- Их не надо привлекать, они сами приезжают. По 20 тысяч человек ежедневно! Приходит на ум аналогия с фильмом «Двенадцать стульев». Там машины едут по горам, а Остап Бендер и Киса Воробьянинов танцуют и кричат: «Деньги давай, деньги давай». Нам надо так станцевать, чтобы человек остановился.
- И как именно «танцевать» вы собираетесь?
- Многие люди, которые уже повторно едут по трассе, знают, где они остановятся переночевать, где поесть, а где ни за что на свете не затормозят. Вот нам надо стремиться, чтобы в городах нашей ассоциации хотели останавливаться проезжающие. А для этого необходимо наладить инфраструктуру: построить комфортабельные гостиницы, точки общепита, парковки, наладить систему информирования. Ведь исторические памятники, интересные экскурсионные маршруты есть, только про них никто не знает. Например, недавно мы в рамках акции «Маршрутом Чехова по Сибири» проводили в Тюкалинске реконструкцию приезда великого русского писателя в наш город. В районном центре есть чем заняться и на что посмотреть. Ни один город нашего региона, кроме Омска и Тары, не может похвастаться таким большим количеством памятников - 29 архитектурных строений. Мы их восстанавливаем и реконструируем. Они достойно выглядят. Это не деревянные постройки, а каменные строения 18-19 века. И все в совокупности дает нам возможность развивать территорию. Нам просто надо научиться управлять потоком туристов, влиться туда.
- Строительство новых гостиниц и парковок «выльется в копеечку». За чей счет будут проводиться мероприятия?
- В наших планах войти в федеральную программу и на развитие туристического кластера получить средства. Однако Ростуризм субсидирует только проекты стоимостью более одного миллиарда рублей. Где нам взять такие проекты, которые стоили миллиард и выше? Для одного района это невозможно. Даже в рамках одного региона невозможно. Поэтому мы пошли дальше и предложили муниципальным образованиям объединить усилия и создать межрегиональную ассоциацию городов, через которые проходил Сибирский тракт.
- Создается впечатление, что ассоциацию вы создаете только для получения федеральных средств. Не заглохнет ли ее деятельность ассоциации получения денег?
- Глупо отказываться от возможности развития муниципальных образований. Доходы местных бюджетов в малых городах чрезвычайно малы и зависят от помощи региона. По предварительным подсчетам, реализация программы «Сибирский тракт» ежегодно будет приносить прибыль три миллиарда рублей. Эти средства пойдут на ремонт дорог, строительство новых больниц и школ. Разве это плохо? Еще один момент. Никто нам миллиард не даст. Ростуризм субсидирует до 30 процентов вложений. И только после реализации проекта. То есть сначала инвестор должен вложить свои деньги, и только потом он получит компенсацию в виде средств федерального бюджета. Регион тоже принимает участие в субсидировании в размере 3-5 процентов. Вот такая специфика формирования бюджетной политики.
- Уже есть желающие вступить в вашу ассоциацию?
- Нашу инициативу уже поддержали руководители нескольких муниципальных образований Омского региона: Большереченского и Калачинского районов, а также представители Новосибирской и Тюменской областей. Сейчас мы ведем переговоры с Красноярским краем. Надеемся, наш проект объединит множество сибирских городов и привлечет внимание россиян к истории нашей страны.
Анастасия Скворцова
Справка: В первозданном виде сохранилось десять участков Московско-Сибирского тракта. Их протяженность от 250 метров до 7 километров. Они были построены в 19 веке и остались нетронутыми из-за того, что трасса отошла в сторону, а жители деревень переехали в города. В отличие от современных трасс, построенных по принципу насыпи, наши предки возводили дороги шириной 10-12 метров, по обочинам были расположены валы до метра высотой, которые предохраняли дорогу от заносов.
Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте bk55.ru при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.