- Александр Васильевич, вы один из тех, кто призывает мэрию отказаться от субсидирования муниципального транспорта.
- Сегодня муниципальные предприятия получают компенсацию за льготников из федерального и регионального бюджетов, плюс к этому компенсация, которую платит город. Это гарантированное получение почти миллиарда рублей. Так зачем им развиваться? Аппетиты муниципальных предприятий растут. Сегодня не мэрия утверждает тариф на проезд, а РЭК. И все во многом зависит от того, как руководство предприятий обоснует необходимость его повышения. Искусство подготовки документов для РЭК совершенствуется, так что завтра тариф может стать не 20 рублей, а 22. Но стоит тарифу подрасти, как компенсация тоже увеличивается. Я и предложил отменить эту меру социальной поддержки. Пусть предприятия, которые утвердили в РЭК плату за проезд в 20 рублей, попробуют повозить омичей за эти деньги. Уверен, они не смогут.
- Но в результате могут пострадать омичи.
- Мы предложили городским властям подумать об адресных мерах. Можно часть этих денег дать конкретным людям, например школьникам и студентам - сделать для них проезд бесплатным. Двести миллионов рублей на это город может найти.
- Подобные льготы есть на региональном уровне, правда, для пожилой категории омичей. У них к транспортникам немало претензий.
- Сложность пока заключается в том, что муниципальный транспорт оборудован ридерами, а маршрутчики - нет. Мы 60 миллионов заплатили, чтобы закупить их на муниципальный транспорт. Владельцам маршрутных такcи необходимо эти деньги найти самим. Плюс к этому оборудовать транспорт системой ГЛОНАСС. Те компании, которые приходят на рынок с автобусами большой вместимости, сразу устанавливают ГЛОНАСС, приобретают ридеры и уже получают компенсацию за льготников.
- Второй вопрос, который в последнее время активно обсуждается в Горсовете, касается того, что городские чиновники не могут найти хорошие земельные участки для многодетных семей.
- Ситуация по выделению земельных участков для многодетных семей ужасная по всем регионам. В Иркутске говорят: мы готовы строить девятиэтажные дома и бесплатно раздавать квартиры, потому что земли нет. В Омске земля есть. Только подход в ее распределении не совсем правильный. Участки хорошие, но к ним необходимо вести коммуникации. Это дорого. Дошло до того, что депутаты предлагают выкупать ранее приватизированные участки с коммуникациями, чтобы отдать их многодетным.
- Сначала продали, а теперь покупать?
- Выкупить их будет дешевле, чем тянуть новые коммуникации.
- В Госдуме рассматривают законопроект, по которому планируется ввести новый налог - налог с продаж. Это связано с тем, что в регионах нет средств для реализации майских указов Путина?
- Нет. В России разворачивается реформа региональной власти и местного самоуправления. 136-й федеральный закон, в частности, подразумевает три основных варианта реорганизации муниципальной власти. Первый - сити-менеджер плюс Горсовет, второй - выборный мэр и Горсовет, и самый страшный вариант, когда город будет поделен на муниципальные округа, в каждом из них будет как минимум по 30 депутатов.
- Да, это когда у округов будут большие полномочия, чем сейчас. Почему это самый страшный вариант?
- Структурно, организационно это можно все предусмотреть, но переработать всю нормативную базу… Это ж надо будет разделить бюджет и имущество между округами. У нас нечто подобное уже было, и доходило до абсурда. Хочет бизнесмен поставить ларек в Центральном округе, с него требуют зарегистрироваться именно в этом округе, чтобы платить налоги здесь. И человек являлся собственником пяти предприятий, потому что располагались они во всех пяти округах. Нам еще предстоит определиться, какая структура власти на местах нам больше подходит. А сейчас Госдума готовит второй пакет поправок в законы. Их цель - финансово подкрепить новые функции муниципалитетов. Взять тот же налог с продаж. Предполагается, что 80 процентов собранных денег достанутся муниципалитету, 20 - региону.
- Да, но цены на все, что продается в магазинах и на рынках, могут увеличиться до трех процентов.
- Это плата за чистоту в городе, за состояние дорог. Но вводить этот налог или нет, скорее всего, будут решать регионы.
- Ну кто же откажется от пополнения нищего бюджета...
- Введение налога с продаж - это барьер на пути субвенций и субсидий из вышестоящего бюджета. Взять те же субвенции на строительство детских садов - их не будет. Это муниципальная функция, а раз в регионе свой налог, придется строить детсады на свои деньги. Так что, прежде чем его ввести, надо решить, а готов ли регион к такой самостоятельности.
Беседовал Андрей Ульченко
Досье:
Александр Иванов - депутат Омского городского Совета, фракция партии «Единая Россия». Место работы: ОАО «Группа компаний «Титан». Родился в 1959 году. Окончил Омский политехнический институт по специальности «криогенная техника», инженер-механик. 11 марта 2007 года Александр Иванов был избран депутатом Омского городского Совета, набрав 37,2 процента голосов. 4 марта 2012 года был вновь избран депутатом Омского городского Совета по партийному списку «Единой России», возглавил комитет по социальным вопросам. Женат, есть дочь.
«Ваш ОРЕОЛ» № 28 от 9 июля 2014 г.