Таинственный командир пророссийских сепаратистов впервые появился на публике в украинском Донецке и пообещал не отступать из города-миллионника, куда ретировался после сдачи Славянска, прежнего форпоста мятежников.
Игорь Гиркин, москвич, известный по своему боевому прозвищу Стрелков, попал под огонь критики части своих соратников за решение вывести бойцов из Славянска в прошлые выходные, что дало повод правительственным войскам отпраздновать свою первую крупную победу.
Сотни его людей направились на юг и окопались в столице Донбасса, после чего правительственные силы заблокировали Донецк.
На вопрос журналиста, есть ли у него аналогичный Славянску план отступить из Донецка ради спасения человеческих жизней в критической ситуации, 43-летний Стрелков коротко ответил: «Нет».
Сидевший рядом с ним на брифинге в четверг премьер-министр Александр Бородай добавил:
«А куда? Мы будем оборонять территории Донецкой народной республики».
Стрелков, который рассказал, что был полковником в российской Федеральной службы безопасности, находится в списке самых разыскиваемых людей на Украине с апреля, когда он поднял мятежников на востоке Украине на восстание против киевских властей.
Он командовал силами ополченцев в Славянске под Донецком и превратил город в главную крепость бунтовщиков и очаг ожесточенного сопротивления. Повстанцы сбили там по меньшей мере два вертолета правительственных сил.
ЧЕЛОВЕК ГЕРОИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ
Со своим увлечением реконструкциями исторических сражений Стрелков вжился в роль неуловимого искателя приключений, появляющегося то на одной войне, то на другой, и завоевал репутацию героя среди мятежников.
Однако его героическому статусу повредило отступление из Славянска в Донецк, во время которого, как признал Стрелков, он потерял каждого десятого своего бойца. По его словам, часть из них погибла при прорыве из Славянска, часть оказалась «нестойкой» и во время стремительного отступления сбежала из «краматорского гарнизона».
В четверг усатый Стрелков, одетый в камуфляж с притороченной к бедру старинной деревянной кобурой, без видимых эмоций отстаивал свое решение выбраться из ловушки, в которую превратился окруженный правительственными войсками Славянск.
«Военная целесообразность вывода гарнизона из Славянска была очевидна. Совесть моя абсолютно спокойна, — сказал он. — Более 90% личного состава покинуло Славянск и благополучно прибыло в Донецк».
Стрелков был немногословен, когда рассказывал о своем прошлом, но сказал, что в прошлом году в звании полковника он уволился из российской ФСБ. Боевой опыт он получил в 1990-х добровольцем в Приднестровье и Боснии. По словам Стрелкова, он участвовал и в чеченской кампании.
Командир сепаратистов сказал, что его попросили возглавить восстание на Украине, но не стал уточнять, кто именно это сделал.
«Ко мне обратились с просьбой помочь в организации отряда, возглавить группу, которая готова была поднять восстание», — сказал Стрелков.
«Ко мне обратились люди, которые были со мной в Крыму в одном добровольческом подразделении, которые сочли, что я смогу это сделать успешно, успешней, чем они, и я согласился на их предложение и выехал на территорию Украины».