Если организация первенства 2014 года была отмечена бесчисленными задержками и отказом от многих инфраструктурных проектов, которые были призваны улучшить жизнь бразильцев, российская подготовка скорее напоминает манеру игры Льва Яшина: она методична и эффективна.
13 июля Владимир Путин побывал в Рио-де-Жанейро на финале Чемпионата мира по футболу. Президент России также принял участие в церемонии закрытия, во время которой его бразильская коллега Дилма Русеф передала ему право проведения будущего футбольного первенства 2018 года.
Чемпионат мира 2018 года в России может стать противоположностью того, который завершился в Бразилии.
Законченная в срок инфраструктура
«Россияне стремительно продвигаются вперед. Удивительно, но они мчатся впереди паровоза (...) Россия на 6-8 месяцев опережает нормальный график проведения Чемпионата мира», — отметил в начале года генеральный секретарь ФИФА Жером Вальк.
Россия пообещала потратить миллиарды на строительство стадионов, однако в стране и так уже существует развитая транспортная и гостиничная инфраструктура, которая по всем параметрам намного превосходит бразильскую. И хотя бюджет уже пришлось увеличить, организаторы смогут опереться на опыт и инфраструктуру, которые достались в наследство после зимней Олимпиады в Сочи.
Для финансирования строительства стадионов, дорог и прочей инфраструктуры российские власти предложат тряхнуть мошной миллиардеров и олигархов, в том числе и владельца «Челси» Романа Абрамовича. «Я не исключаю, что господин Абрамович может принять участие в одном из таких проектов, — заявил Владимир Путин в 2010 году. — Пусть раскошелится немножко, ничего страшного — не убудет. У него много денег».
Кроме того, как отметил один специалист по геополитике четыре года назад, «в стране были отложены стратегические средства, которые могут пойти в ход в случае возникновения проблем».
Отсутствие заметных протестов
Массовые акции протеста против дороговизны жизни, которые должны были нарушить ход Чемпионата мира 2014 года, в итоге так и не состоялись. По крайней мере, в том виде, какой им прочили до начала турнира: на небольших акциях по всей стране собирались в среднем по 200 человек.
8 июня 2018 года, в день открытия Чемпионата мира в России, нынешний президентский мандат Владимира Путина уже подойдет к концу. И хотя сейчас загадывать еще, конечно, рано, есть все основания полагать, что он (успешно) выставит свою кандидатуру в четвертый раз. На Западе его неизменно называют диктатором, однако его популярность среди россиян чрезвычайно высока.
Он популярен... и авторитарен. Владимир Путин практически свел на нет оппозицию в России. Принятый в 2012-м закон об ограничении собраний тоже поможет ему обеспечить проведение Чемпионата мира 2018 года без намека на общественный протест.
Как писал в июне «Голос России», большая стоимость Олимпийских игр в Сочи не породила протестное движение вроде того, что было в Бразилии. Поэтому у ФИФА есть все основания полагать, что народных протестов будет мало или не будет совсем.
Для ФИФА выбор России — это «гарантия сильного государства, которое не затронут политические распри», — подчеркнул в 2010 году директор Института международных и стратегических отношений Паскаль Бонифас.
Невысокий интерес
Несмотря на существенные вложения миллиардеров в российские клубы, на стадионах страны по-прежнему довольно немного болельщиков. «В среднем посещаемость стадионов низкая (13 000 человек против более 20 000 во Франции), а права на трансляцию приносят слишком мало (14 миллионов евро в среднем для клуба против 24 миллионов во французской лиге)», — подчеркнули в июне в La Croix.
Как следует из опроса, который вышел в The New York Times незадолго до начала Чемпионата мира в Бразилии, 60% россиян заявили, что мало интересуются футболом (в Бразилии таких было 47%), а 17% — что совсем не интересуются этой игрой (12% бразильцев).
Из того же самого опроса следовало, что россияне не хотели, чтобы победа в Бразилии досталась США. Историческое соперничество никуда не делось. Но что еще удивительнее, на второе место с конца россияне поставили свою собственную сборную...
Быть может, все дело в повальной коррупции, которая буквально разъедает страну, не щадя и футбол (в 2013 году Россия оказалась на 127 месте из 177 мест рейтинга Transparency International, на одном уровне с Пакистаном, Азербайджаном и Никарагуа). «Российский футбол находится под тотальным контролем коррумпированной бюрократии. И все язвы путинизма, присущие современному российскому государству, — воровство, некомпетентность, продажность — присущи и футболу», — писал в 2010 году либеральный оппозиционер Борис Немцов.
Подозрения вокруг присуждения права на проведения Чемпионата мира 2018 года России и Чемпионата мира 2022 года Катару (объявлены в один день и утверждены одними и теми же членами ФИФА) тоже создают неловкое ощущение.
Ну а что насчет иностранных болельщиков? В России есть немало притягательных для туриста мест, но смогут ли они привлечь достаточно иностранных болельщиков? Не факт, что московские достопримечательности соберут столько же гостей, сколько пляжи Рио-де-Жанейро... А такой вариант волне возможен, особенно при дальнейших призывах к бойкоту соревнований.
Все 23 российских футболиста, которые были отобраны для участия в Чемпионате мира в Бразилии, играют в российских клубах. Получается, что российская лига стала привлекательнее? Или же молодых россиян просто не берут в видные европейские команды?
Сама российская сборная, кстати говоря, позорно вылетела еще в отборочном туре, хотя у нее в теории были все шансы выйти из группы (Алжир, Бельгия, Южная Корея).
В Бразилии окружившее команду хозяев давление (все ставили ее в числе главных фаворитов турнира) позволило поддержать огонь энтузиазма у любителей футбола со всего мира. Тем не менее, как это было в Южной Африке в 2010 году, болельщики сборной России смогут порадоваться, если их команда хотя бы пройдет групповой тур...