Одним из активных участников экспертного совета при губернаторе, на котором обсуждалось развитие малого и среднего бизнеса региона, стал президент Омского союза предпринимателей Дмитрий Шадрин. На какие вопросы он так и не получил ответ, депутат Законодательного Собрания рассказал корреспонденту БК55.
- Дмитрий Юрьевич, экспертно-консультативный совет при губернаторе стал своего рода «первым балом» новоиспеченного министра экономики Александра Третьякова. Как вы оцениваете его выход на политическую арену региона?
- Пока с нового министра спроса никакого, всего месяц работает, но, надеемся, будет толк. Планируем с ним работать долго и результативно. Он экс-президент областного союза предпринимателей, возглавлял бизнес-сообщество с 2000 по 2004 год, мы возлагаем на него очень большие надежды.
- На заседании при губернаторе говорили о развитии малого и среднего бизнеса Омской области. Что-то полезное для себя вынесли из обсуждения?
- Все эти разговоры обычно ничем не заканчиваются. Это из серии: поговорили - разошлись. Это какое-то «149-е» подобное совещание, в котором я участвую. Звучит плюс-минус одно и то же, витаем в облаках, там, в облаках, ищем «стратегические точки роста», воображаем технопарки. Я так до конца и не понял, что такое технопарк и для чего их насильно создавать, если они сами не создаются. Много сложных словосочетаний, но за ними мало смысла. Какой-то товарищ из Москвы нарисовал график роста благосостояния населения Европы с точкой отсчета от Рождества Христова… В общем, было весело.
А вот по поводу кадастровой оценки земли, которая сейчас проводится, речей не было запланировано. Сколько будет стоить землица-матушка? Причем для всех и каждого. И мы боимся, что произойдет, как в 2007 году, с многократным завышением относительно рыночной стоимости. А на базе кадастровой оценки рассчитываются налоги. Эти налоги придут нам, и мы не будем знать, что делать - то ли воевать, то ли в гроб ложиться.
И это на фоне постоянно звучащей «необходимости диалога бизнеса и власти», «создания благоприятного инвестиционного климата».
Сейчас этот вопрос на острие кинжала, я предлагаю прекратить все потусторонние разговоры об инвестиционном климате и обсуждать только один вопрос – проведение кадастровой оценки земли.
- Министерство имущества обещает, что новая кадастровая оценка будет готова к ноябрю. Будет она выше или ниже действующей, пока неясно...
- У меня есть объект недвижимости - сарай на краю города в промзоне. Это бывшая столовая «Омского завода подъемных машин». Состояние аварийное, дороги нет, благоустройства нет, грязь вокруг. Объект не подключен к сетям: электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации. Холодный сарай, купленный десять лет назад, где хранятся стройматериалы. Ранее он не был в поле моего внимания. Однако. На сайте кадастровой палаты не было информации о стоимости этого объекта недвижимости. Некоторое время назад мы отправили запрос и получили ответ: «Кадастровая оценка этого земельного участка - 91 миллион рублей»! При его рыночной стоимости максимум 3 миллиона. То есть в 30 раз дороже. У меня два выхода: или через суд скорректировать кадастровую оценку участка в размере рыночной стоимости, либо нанять бульдозер и сравнять объект с землей, снять с учета и не платить за него налог. Это пример с объектом недвижимости, есть большое количество таких же примеров с землей.
- Какие действия предпринимаете, чтобы изменить ситуацию?
- Мы уже полгода бьемся с правительством и министерством имущественных отношений за право делать индивидуальную кадастровую оценку, заказав лицензированного оценщика. Чтобы затем отправить эту оценку в кадастровую палату. Эта возможность предусмотрена третьим пунктом статьи 66 Земельного кодекса РФ, цитирую: «В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости». Мы не можем понять, почему нам отказывают. Это и просто, и справедливо, и законно. Отказ будет незаконным, и, если того потребует ситуация, мы будем обращаться в суд.
- Чиновники считают, что выравнивание кадастровой и рыночной стоимости приведет к снижению доходов от земельного налога, который формирует значительную часть бюджета города...
- Выравнивание кадастровой и рыночной стоимости земли приведет к справедливому балансу в налоговых расходах бизнеса и бюджетных доходах муниципалитетов по этому виду поступления. Повышать стоимость земли можно и нужно развитием экономики, а не манипулированием на калькуляторе.
- На экспертном совете много говорили о проблеме вытеснения малого торгового предпринимательства крупными ритейлерами. И о том, что федеральные сети не хотят брать на реализацию продукцию омских производителей...
- Эта проблема надумана, модная газетная тема. Доля рынка федеральных и местных сетей в области порядка 30% рынка. Так почему же сети, которые занимают всего 30 процентов объема продаж, так виноваты в том, что некоторые «омские производители» не могут попасть на полки? С чего вдруг сети являются могильщиками этого бедного товаропроизводителя? Есть еще 70 процентов, там не пробовали работать?
- Большую часть рынка кто занимает?
- Это одиночные магазины, небольшие сети от двух до пятнадцати небольших магазинов без единого названия, муниципальные рынки, социальные рынки, это вся прочая несетевая розница. Сюда же относятся и общественного питание, кафе и рестораны, там тоже есть сети, и у них весомая реализация. Почему бы товаропроизводителям не наладить продажу своих изделий через этот сектор рынка? Ответ очевиден - некоторые предприниматели просто не хотят работать. А когда не хочешь работать - бегаешь по правительствам и жалуешься. Это прямой путь к банкротству. Работай, ищи рынки, точки сбыта, тогда у тебя будет все хорошо. Это очень просто и жестко. Иного не будет.
- Но ведь не все омские товаропроизводители ленивые.
- Есть много трудяг, продукция которых пользуется спросом на рынке. У них хорошая организация производства, налажен менеджмент, они работают много лет, не срывают поставки, соответствуют необходимому уровню. А есть такие, у которых нет ни упаковки, ни маркировки, ни контроля качества, ни регулярности поставок. Кто-то не может найти телефон службы, которая занимается закупкой товара. Это не современный уровень, успеха не будет.
- Омские производители часто жалуются, что цены на продукцию в федеральных сетях ниже, чем себестоимость товаров местных производителей...
- Это рынок, и цены - рыночные. Если у вас, как покупателя, есть возможность купить молоко по 20 рублей за литр, вы будете покупать по 25 рублей? Ответ очевиден. Вывод: До свидания, производитель с ценой 25 рублей. У тебя дорого. Ты неконкурентоспособен. И никакая сеть не возьмет этот товар, нет смысла. В системе «Наш магазин», «ПОБЕДА & ЕДА» - 34 магазина, в системе «Магнит» - 70, аналогично у «Холидея». Эти федеральные сети зашли сюда с большими деньгами и с большими возможностями. Я ни разу не был в правительстве, у губернатора с просьбами о преференциях, с просьбой как-то ограничить федеральные торговые сети. Это бесполезно. Омичи знают, что в «Магните» есть самые дешевые фрукты, в частности, бананы, потому «Магниту», то есть компании «Тандер», принадлежат два а, может, уже и больше огромных океанических лайнера-бананавоза. Закупая напрямую в Эквадоре, плывут в Новороссийск, и по всем областям доставляют бананы. Самые дешевые бананы в стране в системе «Магнит». Хочет покупатель видеть такие магазины у себя в городе? Хочет. Поэтому, еще раз повторюсь, ищите свои конкурентные преимущества. Если у вас молоко по 25, в то время, как на рынке есть по 20, вы на рынке не нужны!
Анастасия Скворцова