У "Роснефти" в качестве главного бенефициара экспроприации и банкротства компании ЮКОС появятся дополнительные сложности в отношениях с инвесторами и при доступе к международному финансированию.
С таким прогнозом выступил основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский, узнав о решении третейского суда в Гааге, который обязал Россию выплатить 37 млрд. евро Group Menatep Limited (GML) - группе мажоритарных акционеров ЮКОСа.
В качестве бенефициаров экспроприации в вердикте упомянуты и "Роснефть", и "Газпром". "Роснефть" в конечном итоге присоединила к себе "Юганскнефтегаз", самый ценный актив ЮКОСа. "А "Газпрому" досталась "Сибнефть", которую хотел приобрести ЮКОС".
Глава "Роснефти" Игорь Сечин - верный союзник президента Путина. Ходорковский всегда утверждал, что Сечин был подстрекателем двух судебных дел против него.
"Роснефть" опубликовала заявление, где заверяет, что не была стороной в конфликтах государства и ЮКОСа и не участвовала в них, и, следовательно, решения третейского суда не налагают на нее никакой кары. "Роснефть" считает, что ей нельзя предъявить никаких требований в связи с опубликованными решениями, а решения суда не могут негативно отразиться на ее активах или коммерческой деятельности.
"Меня крайне огорчает ситуация, в которой за действия конкретных индивидуумов, которые преследуют не государственные, а свои личные /.../ интересы, вынуждено отвечать российское государство", - сказал Ходорковский в интервью "Эхо Москвы".
Ходорковский не извлекает материальной выгоды из решения суда, так как в 2005 году продал свою долю ЮКОСа. Магнат дистанцировался от материальной стороны тяжбы и в первом отклике, распространенном его пресс-центром, заявил, что компенсация акционерам пойдет из бюджета государства, а не из карманов /.../ мафиози.
Аналитики сомневаются, что истцам удастся получить сумму, присужденную третейским судом, но истцы готовы последовать примеру швейцарской компании NOGA, которая несколько лет, основываясь на вердикте Страсбургского суда, пыталась арестовывать имущество российского государства за границей, в том числе самолеты, суда, картины на выставках и банковские счета.
Тем временем Минфин РФ возражает, что решения по экономическому конфликту, начатому бывшими акционерами ЮКОСа, - не в компетенции Нидерландов, а Россия не ратифицировала Энергетическую хартию, на которой основано решение третейского суда. Москва также усматривает противоречия с решениями ЕСПЧ, который в двух случаях постановил, что ЮКОС с ведома своих руководителей уклонялся от уплаты налогов.
Пилар Бонет