Переписка российских интернет-пользователей в социальных сетях скоро в полном объеме будет доступна сотрудникам спецслужб. Работающие в России веб-сайты должны будут устанавливать специальное оборудование и ПО, позволяющее силовикам получать информацию о переписке и других действиях пользователей.
Об этом говорится в постановлении правительства, которое вступает в силу во вторник, 12 августа. О том, для чего нужна такая мера и что это будет означать для пользователей соцсетей, DW распросила главного редактора интернет-издания Agentura.Ru Андрея Солдатова.
- В чем суть нового постановления и каких сайтов касаются прописанные в нем требования?
- Судя по всему, это касается, прежде всего, социальных сетей, базирующихся на территории Российской Федерации. Но учитывая, что есть еще один закон, который был принят этим летом и касается переноса серверов глобальных сетевых ресурсов на территорию России, в скором времени это, видимо, коснется и социальных сетей, которые находятся за пределами России.
- Каким образом можно обязать глобальные социальные сети - скажем, Facebook, - устанавливать специальное программное обеспечение для сотрудничества с российскими силовиками?
- В первую очередь с помощью локализации. То есть вы проводите четкую грань и говорите компании Facebook, что вам не нужны данные американских пользователей, а нужна информация только о российских. Поэтому компания должна обрабатывать данные российских клиентов на территории России. В принципе, подобные намерения были озвучены вполне четко. Все это делается под угрозой блокировки как Twitter, так и Facebook. Эта стратегия частично работает, потому что уже летом в Москву приезжали представители Twitter и Facebook, напуганные, как я понимаю, этими перспективами.
- Зачем спецслужбам сотрудничество еще и с соцсетями? Ведь по требованию российских властей доступ силовиков к персональным данным интернет-пользователей уже обеспечивают хостинговые компании?
- Социальные сети - это не только то, что мы размещаем на своей странице. Они позволяют обмениваться сообщениями, то есть это полноценные коммуникации. Сейчас российские спецслужбы используют систему оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), эти устройства установлены у хостинг-провайдеров.
То есть если сайт физически находится на серверах, скажем, в Санкт-Петербурге, ФСБ имеет возможность снять информацию у этого хостинг-провайдера. Но проблема в том, что выделить из всего этого трафика то, что нужно спецслужбам, - технологически довольно трудоемкий процесс. Поэтому им намного удобнее поставить специальное оборудование прямо на серверах социальных сетей.
- Какое это может быть оборудование и как оно будет работать?
- Думаю, это будет модификация системы СОРМ. Но в случае с соцсетями, как мне кажется, будет одно новшество. Работа с системой СОРМ основана на использовании уже известных данных подозреваемого. Их вбивают в базу данных, и за человеком устанавливается слежка: прослушка его телефона, перехват электронной почти. Проект с социальными сетями может быть более амбициозным.
Современные технологии позволяют идти от проблемы. То есть, допустим, вы еще пока не знаете, кого подозреваете, но вы хотите выявить тех, кто говорит об определенных проблемах, упоминая определенные слова. Уже существует оборудование, позволяющее выявлять пользователей, которые обмениваются информацией в социальных сетях по каким-нибудь ключевым проблемам.
Российские спецслужбы довольно давно начали активно закупать мониторинговое оборудование, которое позволяет проводить поиск по различным словам. Уже года полтора-два мы можем видеть это по сайту госзакупок. Но проблема спецслужб была в доступе к закрытым аккаунтам. То есть если ваше сообщение не в открытом доступе, а только для друзей, прочесть его для спецслужб было проблематично. Как я понимаю, нынешнее постановление призвано разрешить проблему с закрытыми аккаунтами.
- То есть новое требование к соцсетям - еще один способ ограничить свободу в интернете?
- Безусловно. Российская система перехвата информации предполагает, что спецслужбы контролируют себя сами. То есть сотрудник получил ордер на перехат, положил в папку и больше никому не показывал. Понятно, что доверие к подобной системе будет небольшим. Есть еще одна проблема: спецслужбы могут вести перехват, когда у них есть уголовное дело, а прослушку могут проводить и в рамках контрразведывательной деятельности. В последнем случае у них может не быть никаких уголовных дел. Результаты прослушки они могут не передавать в суд. В рамках такой деятельности их контролировать вообще невозможно.
- Что новое требование к соцсетям означает для обычных пользователей?
- Оно оказывает психологический эффект на пользователей. Люди становятся более осторожными, они боятся высказываться открыто. Это приводит к тому, что в обществе появляется самоцензура, а учитывая российскую реальность, это все ложится на очень подготовленную почву, и физически пространство для свободы слова уменьшается.