Одобрение Владимиром Путиным строительства в Курганской области современного транспортно-логистического центра вызвало у омских бизнесменов волну обсуждений. Своими мыслями о том, как крупнейший недострой Омской области аэропорт «Федоровка» превратить в международный транспортный комплекс, с БК55 поделился гендиректор компании «Петрумель» Сергей Ивашкин.
- Сергей Евгеньевич, идею строительства аэропорта «Федоровка» столько раз уже хоронили, может, областным властям забыть об этом проекте?
- Федоровка - это стоптанные тапки правительства Омской области. И с присущими старым тапкам проблемами. Это плохой вид, грибок, который поражает всех, кто ногу свою туда сунет. Также и с аэропортом «Федоровка». Он был запланирован в 70-е годы только с одной целью — сохранить экологию города. Когда самолеты взлетали над Омском, они оставляли за собой огромный шлейф отработанного топлива. Самолеты с тех пор поменялись, но Федоровка была заложена. В 80-90-х годах в Омске летало 116 рейсов в день, сегодня всего 16. Необходимость в новом аэропорте отпала.
- Но в строительство аэропорта были вложены большие деньги, неужели про проект надо просто забыть?
- Нет. Просто этот проект был хорош 20 лет назад. И сегодня мы не должны говорить о каких-то непонятных эфемерных инвестициях, мы должны развивать свои проекты согласно стратегической политике нашей страны, опираясь на внутренние инвестиции, а если получится привлечь зарубежные, то хорошо.
- Поясните...
- Когда-то планировалось, что аэропорт «Федоровка» станет мультимодальным транспортно-логистическим центром международного значения. Сейчас это можно сделать, при этом вложив минимум средств, организовав на месте аэропорта грузовую деревню (Freight village). При совершенно меньших инвестициях, чем запланированы в восстановление аэропорта, получаем функцию кратно более гармонично вписывающуюся в экономику области, Сибири и Дальнего Востока.
- В июле «Межгосударственная корпорация развития» приобрела у НПО «Мостовик» 51 процент акций «Федоровки» и как раз вышла с идеей создания на базе аэродрома международного транспортного комплекса. Вы не идею гендиректора МКР Ивана Полякова повторяете?
- Ни в коем случае. МКР делает ставку по-прежнему на авиаперевозки, мне кажется, что эта идея не жизнеспособна. Я предлагал бы разместить на месте взлетно-посадочной полосы аэропорта «Федоровка» контейнерный терминал, включая терминал по обработке рефконтейнеров, логистику промышленную. Во-первых, через Омск проходит Транссибирская магистраль. Сейчас государство планирует выделить гигантские деньги на ее реконструкцию. В планах РЖД на всем протяжении трассы от Калининграда до Владивостока построить более 100 логистических контейнерных терминалов. Географически Омск расположен очень выгодно. Рядом Казахстан, Тюменский север, Новосибирск. Оказывается, самый загруженный участок железной дороги в мире - от Омска до Барабинска. Если здесь в Омске будет построена грузовая деревня, здесь будет контейнерный терминал, современные складские терминалы для промышленных товаров класса «А» и « А+» - то из этой точки грузы смогут идти как на юг и север, так и на запад и восток.
- Для контейнеров будет построена отдельная площадка?
- В Федоровке есть взлетная полоса 2900 метров, которая уже не пригодна для самолетов. Я бы предложил 1700 метров этой бетонной полосы после небольшого ремонта и строительства подъездных путей использовать под контейнерный терминал.
- Остается 1200 метров ВПП. Как они будут использоваться?
- Здесь можно организовать взлетно-посадочную полосу для вертолетов, создать как бы грузовой вертолетодром, тем более техническое обслуживание авиатехники можно организовать на предприятиях гражданской авиации, расположенных в Омске, а это новые рабочие места. Три часа полетного времени и вертолет везет несколько тонн технического груза на месторождения на самый север Тюменской области или в любое другое место. Вот оно полноценное использование полосы, которая не годится для самолета.
- Но мировой формат грузовой деревни предполагает наличие в логистическом центре нескольких видов транспорта: железнодорожных путей, авиасообщения, автомобильной трассы...
- А кто сказал, что этого нет? «Федоровка» расположена очень удачно. Здесь идет федеральная трасса М-51, которая проходит через Казахстан, а также направляется в Китай. Так что все компоненты для грузовой деревни имеются: терминал контейнерный, железнодорожный, федеральная трасса, вертолетные перевозки и порт — километр до Иртыша, с возможностью организации речного контейнерного терминала.
- На этой неделе президент России Владимир Путин одобрил строительство в Курганской области современного транспортно-логистического центра. Не будет ли Омский комплекс конкурентом Курганского?
- Есть опыт работающих центров федерального значения Freight Village Vorsino (ФВ Ворсино) и межрегионального центра Freight Village Rosva (ФВ Росва). Хорошего много не бывает. Для справки: по оценке профессиональных экспертов, для качественного обеспечения города Омска всеми видами продовольствия необходимо более 230 000 квадратных метров складской логистики класса «А», сейчас нет ни одного квадратного метра, не говоря о современных складах и терминалах для промышленных товаров. То есть транспортно-логистический центр на базе бывшего аэропорта «Федоровка» будет очень востребован на десятилетия вперед. Здесь будут созданы новые рабочие места, и областной бюджет получит хорошую прибыль в виде налогов. Промедление в принятии решения в этом направлении, свойственное правительству Омской области, будет губительным - как для комплекса аэропорт «Федоровка», так и для перспективы развития Омска как одного из ключевых в транспортно-логистической схеме страны.
Беседовала Анастасия Скворцова