В России под прицелом опять оказался давний враг режима Александр Солженицын. Многих заставил содрогнуться тот факт, что удар нанесен со стороны «Литературной газеты», официального органа Союза писателей, и её редактора, советника Путина по выборам.
Это как если бы он привел в движение машину времени. В путинской России, которая с каждым днем все больше и больше напоминает Советский Союз, снова попал в прицел древний враг режима Александр Солженицын - лауреат Нобелевской премии в области литературы, автор произведений «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день из жизни Ивана Денисовича».
Многих заставил содрогнуться тот факт, что удар был нанесен со стороны «Литературной газеты», которую сейчас читают немногие ностальгирующие, но которая с 1929 года является официальным органом Союза писателей, главного инструмента идеологического руководства страны. Первый удар по памяти великого диссидента, ушедшего из жизни в 2008 году, нанес главный редактор издания Юрий Поляков, писатель, известный романами, вдохновленными его опытом комсомольского вожака и патриотическим пылом. Он настолько авторитетен, что был советником Путина по выборам.
«Это большая ошибка, - пишет Поляков в редакционной статье - изучать в школе произведения Солженицына, который покинул в свое время нашу страну да еще и фактически призывал американцев начать войну против нас». Но этого оказалось недостаточно. В большей степени, чем на образ самого писателя, Поляков нападает на его произведения и на его свидетельства: «Архипелаг ГУЛАГ» следует интерпретировать как художественный вымысел, а не как корректное отображение реальности».
Тяжкие обвинения звучат в то время, когда уже идет подготовка к празднованию столетнего юбилея писателя, произведения которого включены в программу средней школы. Путин неоднократно прославлял писателя, подчеркивая его патриотизм, основанный на священных ценностях России, характерный, впрочем, для более поздних произведений писателя, критиковавшихся другими известными диссидентами Владимиром Войновичем и Иосифом Бродским.
«Литературная газета», впрочем, после злобной статьи выделила место и под ответ вдовы писателя Натальи Светловой, а также ледяную реплику редактора. Светлова, упомянув про то, что её муж не фантазировал, поскольку после нескольких лет трудовых лагерей имел представление о системе, напомнила Полякову, что Солженицын не сам покинул страну, а был изгнан в 1974 году. Она также подчеркивает, что писатель в разные годы подвергался постоянных нападкам американских СМИ за его позицию по Вьетнаму, Сербии и Косово.
Поляков отвечает сострадательной тоном: «Я понимаю, что любой, кто возводит памятник любимому, не хотел бы, чтобы его критиковали. Факт остается фактом, что Солженицын был человеком угрюмым, спорным и противоречивым».
Вопрос из литературных кругов уже выплеснулся в общероссийские СМИ. В интервью популярной «Российской газете» молодой известный театральный актер Евгений Миронов заявил: «...Гнусность тона и лживая суть обвинений в его адрес заставляют с содроганием вспомнить о самых мрачных страницах в истории нашей страны. История все расставит по своим местам, хотя и сейчас уже в общих чертах очевидно, какое место в ней займет Солженицын, а какое - Поляков. Пусть Ваши высказывания в адрес великого русского писателя и мыслителя останутся на Вашей совести».
Дебаты начались. Кремль молчит. Преуменьшение значения русского диссидента может пригодиться во времена изоляции и напряженности, вроде сегодняшнего. Но, может, стоит попытаться получше понять нынешнюю обстановку?
Никола Ломбардоцци