В условиях обостряющейся борьбы за рекламодателя на сжимающемся местном рынке глянцевых изданий, некоторые игроки, похоже, начали «сдавать» конкурентов.
Как стало известно БК55, один из крупнейших рекламодателей Омска, владелец сети магазинов обуви StepClub Александр Гоголь рассылает по редакциям местных глянцевых изданий письма с просьбой дать ему возможность проверить соответствие их реального тиража заявленному. По некоторым данным, в письме говорится, что у StepClub есть некие доказательства фальсификации тиражей, но какие именно и относительно какого СМИ - нам неизвестно. В случае отказа г-н Гоголь намерен прекратить сотрудничество с данными изданиями.
Директор журнала "Дорогое удовольствие Омск" Анна Михалек подтвердила БК55 получение письма: "Как раз сегодня мы показываем тираж. Проверку проводит независимая комиссия, в которую входят представители инициатора проверки и других наших рекламодателей. К просьбе Александра Владимировича я отнеслась с пониманием - в условиях рынка нужно конкурировать добросовестно. По моей информации, мы оказались единственными, кто сразу же, без промедления показал тираж".
Гендиректор ООО "Великобританский издательский дом" (издает по франшизе журнал "Я покупаю") Александр Немчанинов сообщил, что такое письмо он тоже получил, к сотрудничеству готов, но пока они, к его сожалению, не нашли взаимопонимания с г-ном Гоголем.
"Разумеется, мы сразу же согласились показать тираж - нам скрывать нечего, мы работаем честно. Но возникла проблема, связанная с процессом печати нашего издания. Политика нашей компании - в первую очередь сотрудничать с омскими фирмами, давать зарабатывать местным предпринимателям. Поэтому и печатаемся мы в типографии омского РА "Компаньон". А особенность применяемой там на данный момент технологии такова, что мы получаем тираж партиями в течение нескольких дней. В целях оперативности каждую партию мы тут же развозим по торговым точкам, - поясняет г-н Немчанинов. - Мы предложили представителям StepClub присутствовать при получении и разгрузке каждой партии, но они потребовали, чтобы мы собрали весь тираж вместе и предъявили его. Нам это грозит, во-первых, сбоем всей системы распространения, а во-вторых, задержками платежей - многие наши рекламодатели оплачивают рекламу только когда увидят её в уже вышедшем журнале. Однако пока StepClub не хочет входить в наше положение и грозит в очередном письме отказом от сотрудничества".
Директор РА "Компаньон" Егор Сусликов подтвердил применение описанной Немчаниновым технологии, заверив, что скоро его типография получит новое, более мощное оборудование, которое позволит выдавать весь тираж в более короткий срок. Г-н Сусликов добавил, что Немчанинов реально печатает весь заявленный тираж.
Глава группы изданий "Проспект" (выпускает журнал The Chief) Олег Чернышов заявил, что они письма из StepClub пока не получали, но если получат - подтвердить свой тираж для них проблемой не будет, весь производственный процесс у них прозрачен.
Владелица "Стольника" Ольга Смородина тоже пока не получала писем от г-на Гоголя.
"Если придет - обсудим, - заявила г-жа Смородина. - Мы не против проверки, просто стоит учесть, что, например, ближайший номер "Стольника" в Омск будет поступать партиями. У нас есть рекламодатели, желающие увидеть свою рекламу как можно раньше, мы идем им навстречу. торопим типографию и она выдает нам часть тиража раньше срока".
Сам Александр Гоголь заявил БК55, что он не хотел бы сейчас комментировать этот вопрос: "Ситуация пока для меня не совсем прозрачна, я в ней еще разбираюсь".
Вообще скандалы с завышением тиражей в Омске не редкость, из последних, например, можно вспомнить претензии к газете бесплатных объявлений "Ва-Банк". Но обычно на "мухлюющее" СМИ пытались повлиять через контролирующие органы и/или общественное мнение, воздействие через рекламодателя - относительно новый ход. Возможно, он окажется и эффективным.
Однако, не исключено, что в итоге может пострадать и честное СМИ, ведь для того, чтобы точно быть уверенным в подлинности тиражей, нужно иметь возможность проверять тираж не одного, а каждого номера. Можно предположить, что некие "доказательства" Гоголю передал кто-то из игроков рынка "глянца" для передела тощего рекламного рынка (StepClub является одним из крупнейших омских рекламодателей в своем сегменте). Здесь возникает вопрос репутации издателей и эффективных механизмов профессиональной саморегуляции рынка.
В рубрике «Версия» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.