На пороге 120-летнего юбилея ОАО «Омсктрансмаш» законно располагается на 12 месте списка крупнейших компаний Омска. Его генеральный директор Игорь Лобов рассказывает, чем все-таки обернулись для предприятия экономические санкции, которыми «любезно» обменялась Россия со странами Запада, - разорительным проклятьем или, наоборот, возможностью заработать в новых условиях.
– Игорь Эдуардович, поздравляем вашу компанию с вхождением в топ-15 крупнейших компаний города. Какими достижениями прошедшего года можете похвастать?
– Прошлый год был для «Омсктрансмаша» очень успешным. Мы презентовали свою новую разработку – специальную пожарную машину, которая сейчас проходит государственные испытания. На 100% выполнили гособоронзаказ, поставили модернизированную бронетехнику во все военные округа России. Если говорить в цифрах: выручка за 2013 год составила 7 млрд рублей, чистая прибыль превысила 120 млн рублей. В этом году мы планируем значительно превысить прошлогодние показатели. Основные объемы по оборонному заказу остаются прежние – ремонт с модернизацией танка Т-72 и ремонт по техническому состоянию Т-80. Одно из наших серьезных достижений – это то, что на сегодняшний день мы являемся единственным поставщиком гусениц для корпорации УВЗ и ее дочерних предприятий, занятых производством и ремонтом бронетехники. Также мы активно развиваем гражданское направление – это продукция литейного производства, гражданская техника. Принимаем активное участие в международных выставках – в этом году у нас их 11.
– Получается, вы все-таки немного переключили внимание с выпуска военной спецтехники на мирную, как и планировали?
– Производство продукции гражданского назначения – это одно из приоритетных направлений нашей работы. В идеале доля ее выпуска в общем объеме производства должна составлять около 50%, но на сегодняшний день она меньше, хоть мы и стремимся к ее увеличению. На выставке «Магистраль» в Нижнем Тагиле в сентябре мы впервые за пределами Омской области представили машину завинчивания свай, которая вызвала интерес у специалистов. Также мы разрабатываем новую гражданскую модификацию плавающего гусеничного транспортера, который будет без брони, с вместительной и удобной кабиной. Но самым большим спросом пользуется гражданская продукция нашего металлургического производства. В месяц мы выпускаем порядка тысячи тонн литейной продукции для различных отраслей промышленности, номенклатура очень большая.
– Раз у вас столько новинок, почему не представили их образцы на международной выставке-форуме вооружения «Оборонэкспо-2014» в Жуковском? Вы отправили туда только свои рекламные стенды.
– У нас есть имя, история, нашу технику знают далеко за пределами нашей страны. Наш ключевой заказчик – министерство обороны. Наши инженерные машины приняты на снабжение ВС РФ, то есть уже востребованы государством, и у нас нет необходимости тратить значительные средства на их транспортировку для выставки. А вообще, не знаю, как сложился стереотип о том, что на выставку нужно везти все, что у тебя есть. Мы же не представляем продукцию домашнего хозяйства, которую следует пробовать перед тем, как принять решение о покупке. К тому же на «Оборонэкспо-2014» мы не увидели серьезных потенциальных покупателей, так что в этом случае решение о доставке и экспонировании техники не имело бы под собой рациональной составляющей.
– С какими проблемами пришлось столкнуться в последнее время?
– Мне кажется, сложные отношения России с Западом коснулись почти всех.
Понимаете, наша отрасль специфична, и ее развитие во многом зависит от ситуации в стране, от потребностей нашей армии. Нам не приходится говорить о какой-то стабильности – сегодня у нас есть определенный объем гособоронзаказа, завтра его может не быть. Поэтому мы стараемся производить продукцию для более широкого круга потребителей. Но есть и такие факторы, которые от нас практически не зависят. Например, высокая конкуренция на рынке. Санкции со стороны Европы некоторым образом способны ее снизить, но и от нас требуется представлять продукцию высокотехнологичную, самого высокого качества, ведь только так мы можем обеспечить себя заказами. Хотя от тех же политических санкций, то есть нерыночных факторов, мы опять же зависим как никто другой. Раньше мы закупали оборудование в Европе, теперь приходится переориентироваться на других производителей. Влияют на нас и сложности с банковской системой: учитывая объемы затрат на выпуск продукции, нам приходится активно кредитоваться. Но пока остаются те банки, с которыми можно нормально взаимодействовать, наша работа продолжается. Мы уже однажды переживали сложные времена, когда предприятие находилось в упадке, но дела ведь выправились и даже пошли в гору.
– Да, по вашей выручке это заметно. А за счет чего удалось преодолеть тот кризис?
– В 2010 году наш завод вошел в состав ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» им. Ф.Э. Дзержинского, что позволило нам получать очень серьезные госзаказы.
– Какие еще проблемы приходится решать?
– Самая большая сложность – это нехватка персонала. Выражение «кадровый голод» уже стало привычным для предприятий оборонно-промышленного комплекса, и наше предприятие не исключение.
Сейчас на «Омсктрансмаше» работает более 4800 человек, но для успешного выполнения всех планов необходимы еще специалисты всех уровней – как рабочие, так и инженеры. Привлекаем их всеми доступными способами: выстраиваем разумную социальную политику, выплачиваем достойную зарплату, проводим профориентационную работу, учим по целевому направлению и с помощью системы наставничества открыли базовую кафедру.
– Кстати, о кафедре (базовая кафедра ОмГТУ «Гидромеханика и транспортные машины», появившаяся в «Омсктрансмаше» в этом году, – прим. ред.). Вы довольны своим сотрудничеством с вузами города?
– Наше сотрудничество с омским политехом имеет давнюю историю. Специально под запросы нашего завода там создавался целый факультет, на котором готовили инженеров транспортных средств специального назначения. И по сей день ребята на нем обучаются, в том числе и наши целевики, первые из которых уже пришли на «Омсктрансмаш». Однако все они после вуза выходят теоретиками, и требуется время, чтобы они вникли в работу, познакомились с производством. А каждый работодатель мечтает получить «готового» специалиста, ведь у всех есть вопросы, есть проблемы, которые требуют оперативных ответов и решений. Базовая кафедра как раз призвана помочь нам интегрировать решение производственных задач и учебный процесс. Поэтому студенты-старшекурсники, которые у нас обучаются, уже очень скоро смогут попробовать применить свои идеи на производстве. При этом мы прекрасно понимаем, что именно размер оплаты труда – один из ключевых стимулов к работе. Если молодежи будет интересно, комфортно работать и получать за свой труд хорошее вознаграждение, тогда для молодых специалистов не будет смысла искать работу в других регионах.
– В прошлом году вы подписали соглашение о сотрудничестве с Казахстаном. Есть первые результаты?
– Соглашение о сотрудничестве с Казахстаном подписано корпорацией «Уралвагонзавод», в состав которой мы входим. В конце прошлого года был подписан договор о создании совместного предприятия по техническому обслуживанию и ремонту бронетанковой техники между ОАО «НПК «Уралвагонзавод» и АО «Семей инжиниринг». Работа в этом направлении ведется. Для нашего предприятия Казахстан – давний партнер, с которым мы работаем по ряду направлений, поставляли туда технику. Планируем и в дальнейшем продолжать сотрудничество.
– А почему расстроились планы сотрудничества с «Минским тракторным заводом», о которых шла речь несколько лет назад?
– Пока нерентабельно собирать у нас их технику. Но переговоры продолжатся.
– В этом году вы провели ребрендинг, сменив название предприятия ОАО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» на более исторически вам привычное ОАО «Омский завод транспортного машиностроения». Что побудило осуществить эту перемену?
– В первую очередь, это было важно для нас, для всех тех, кто причастен к заводу. Ведь название «Омский завод транспортного машиностроения» отражает саму суть работы предприятия. Да, в какой-то степени мы преследовали цель быть узнаваемыми. И я без лишней скромности скажу, что «Омсктрансмаш» – это гордость города. Именно здесь делали и совершенствовали знаменитый «летающий танк» Т-80, именно отсюда на войну уходили легендарные Т-34. И когда речь идет об этих машинах, решавших исход войны, ассоциация возникает с заводом транспортного машиностроения, с заводом Октябрьской революции, танковым заводом. Поэтому я бы все-таки рассматривал смену названия не как ребрендинг. Для «Омсктрансмаша» это возвращение к истокам.
– Напоследок, какие планы строите на 2015 год?
– В следующем году мы продолжим укреплять позиции и выполнять в полном объеме гособоронзаказ. Главная задача – нарастить объемы производства и выйти на стабильную прибыль, удержать, так сказать, нынешние достижения.
Анастасия Павлова