Владимир Путин собирается перейти к активным действиям, вернув все те деньги, которые вывели за границу его друзья-олигархи, рантье и крупные бизнесмены.
До недавнего времени он ограничивался только угрозами в адрес хитрых друзей, которые вывели свои состояния во Францию или Великобританию, однако в среду вечером в стране был принят закон, который дает российскому государству право потребовать эти средства. Такая мера позволит российскому фиску обложить налогом утекшие за границу капиталы.
Это может касаться дочерних предприятий за границей, которые уже выплатили налоги в стране регистрации, инвестиций в недвижимость в Куршевеле, Сен-Тропе и Довиле, не говоря уже о приобретениях гостиниц и футбольных клубов в Лондоне.
Под прицелом оказались также капиталы и доходы, которые размещаются или получаются российскими гражданами на острове Мэн, Кипре и т.д. Другой стороной этого юридического арсенала станет налогообложение иностранных сотрудников предприятий, работающих в Москве и России в целом. Отныне им придется отчислять средства и в российскую казну.
По самым серьезным оценкам, объем потенциально подпадающих под репатриацию капиталов достигает отметки в 86 миллиардов долларов. Все это, по мнению Путина, сможет хотя бы отчасти компенсировать потери от западных эмбарго и наблюдающегося последние несколько лет спада иностранных инвестиций.
В целом в такой позиции нет ничего предосудительного, и Путин пытается лишь сделать то, чего западные страны много лет безуспешно пытаются добиться от всех, кто прячет деньги в Швейцарии. Только вот в его распоряжении очень немного легальных средств, которые могли бы подтолкнуть олигархов к возвращению на родину со своим состоянием. Вернутся лишь главы крупных предприятий и дочерних компаний.
Многие россияне попытаются остаться на Западе со своими заначками, хотя дорога в Россию в таком случае им будет заказана. Это сложно, но вполне возможно. Тем не менее им, вероятно, будут досаждать российские агенты, стремящиеся получить комиссионные за возвращенные состояния. В тот момент в ход пойдут любые средства.
Многим россиянам, которые разместили семью во Франции, на юге, в Париже или на побережье Нормандии, и приезжали к родным на выходные, видимо, придется остепениться. По пятницам в аэропорты Довиля, Тулона и Ниццы станет заметно меньше частных самолетов.
Как бы то ни было, свое имущество они продавать не станут. По невеселым соображениям собственной безопасности многие из них уже перебрались в Лондон, который, если верить репутации, предлагает самую надежную защиту состоятельным людям. В любом случае, это решение Путина становится ответом на эмбарго и может создать весьма ощутимые проблемы для Запада.
Прежде всего потому, что западные инвестиции в России будут обложены дополнительным налогом. Иначе говоря, дверь прикроют. Далее, престижная недвижимость в Европе потеряет в цене. Ведь даже если россияне и не собираются ее продавать, покупать они тоже не будут. Наконец, Запад в полной мере пользовался «переработкой» газовых капиталов России. Точно так же, как капиталов Персидского залива. Эта денежная манна останется в прошлом.
Экономика России страдает от принятых ограничительных мер, но это в полной мере относится и к Европе. Сейчас главный вопрос заключается в снятии эмбарго. Как говорил Жорес, нужно уметь прекращать забастовки. То, как Запад повел себя с Путиным в Австралии на выходных и, в частности, то, как Франция лишь подогрела накал страстей, не помогает ни одним, ни другим. Ради какой такой выгоды? Да никакой! В подобной игре есть лишь проигравшие.
Жан-Марк Сильвестр