В ежегодном послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин призовет к экономической либерализации, то есть к принятию жестких мер против инспекций и других форм бюрократического давления, которые оборачиваются для бизнесменов необходимостью платить взятки и откаты на десятки миллиардов долларов ежегодно.
На первой за много месяцев встрече Путина с министром экономического развития РФ Алексеем Улюкаевым, состоявшейся в середине октября в подмосковной резиденции президента, Улюкаев, по словам очевидцев, признал, что рецессия неизбежна, инфляция выходит из-под контроля, а рубль и нефть находятся в свободном падении. «Необходимо добиться снятия санкций», – сказал министр.
«А вы, Алексей Валентинович, знаете, как это сделать?» – якобы спросил Путин. Улюкаев, по словам источника Bloomberg, ответил: «Нет, Владимир Владимирович, мы надеялись, что вы знаете». Президент, в свою очередь, потребовал подготовить предложения, как пережить десятилетие еще более обременительных санкций. Через несколько дней Путину подготовили два варианта. К их [членов экономической команды] удивлению, он выбрал инициативу под названием «экономическая либерализация», направленную на ослабление финансового гнета коррупции на все российские предприятия... Это то, чего они совершенно безуспешно добивались на протяжении нескольких лет.
Другой, отвергнутый Путиным вариант предполагал борьбу с коррупцией посредством «мегапроектов». Этот путь привел бы к еще большему обогащению двух ближайших сторонников президента – миллиардеров Геннадия Тимченко и Аркадия Ротенберга.
Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков в разговоре с корреспондентом Bloomberg отказался обсуждать содержание речи своего шефа, сказав лишь: «Мы постоянно и целенаправленно сокращаем бремя бюрократии для бизнеса». Улюкаев от комментариев отказался.
Если информация о намерениях Путина верна, речь может идти о восстановлении позиций противостоящего силовикам блока сторонников снижения государственного контроля в экономике, а также более тесной интеграции с США и Европой. Центром этой группы является премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, а одним из членов – сам Улюкаев.
Данные Bloomberg по просьбе агентства прокомментировали несколько экспертов. Заместитель директора московского Центра политических технологий Борис Макаренко не верит в успех предполагаемого нового курса: «Подобные меры чужды ментальности бюрократов из правительства. Природный инстинкт заставляет их продолжать в том же духе – больше регулирования, больше выжимания доходов из бизнеса».
По мнению бывшего председателя Центробанка РФ и нынешнего главы группы ВТБ Сергея Дубинина, долгосрочность санкций и необходимость принятия срочных мер для смягчения их последствий стала очевидна для чиновников лишь в сентябре-октябре: «Они надеялись, что санкции носят временный характер. Сейчас у них открылись глаза, и они столкнулись с новой реальностью». Стимулом к действиям, по словам Дубинина, послужила «шоковая девальвация» рубля.
«Теперь внешняя среда стала весьма неблагоприятной, так что нам нужно либерализовать внутреннюю среду, дабы улучшить условия для экономических агентов, – сказал заместитель главы Внешэкономбанка Сергей Васильев. – Либерализация может помочь компенсировать враждебные внешние условия без повышения налогового бремени».
Бывший министр финансов РФ Алексей Кудрин высказал мнение, что если Путин будет продвигать курс на либерализацию экономики столь же энергично, как и свою политику в области безопасности, то это может оказать на экономику глубокое влияние: «Первое, что нужно сделать, это ограничить численность контрольных и надзорных функций государства. Властям просто нужно перестать выманивать у предпринимателей деньги», – сказал Кудрин.
Само название «экономическая либерализация» показалось Путину чересчур вестернизированным. В связи с этим сейчас ведутся дебаты о том, как следует называть новый курс, и пока лидирует вариант «экономическая свобода». «Все молятся, чтобы он не передумал», – сказал Bloomberg один из источников.
Евгения Письменная, Ирина Резник