Семья Каип через суд отстаивает право у омского сенатора Андрея Голушко и парламентария Сергея Калинина остаться в собственном доме.
Стройка начинается буквально за забором Каипов
Область сноса
Многочисленная семья Каип уже долгие годы обитает в частном доме в самом центре Омска. Их строение по адресу: улица Учебная, 134 уже с трудом можно назвать жильем, но людям, попавшим еще лет двадцать назад в «зону сноса», чиновники настоятельно рекомендовали «не вкладываться и не строиться» – их вот-вот должны снести. Так под обещания власть предержащих выгодное место на пересечении улиц Жукова-Масленникова-Учебная-Маяковского попало в сферу интересов бизнесменов Андрея Голушко и Сергея Калинина, а местные обитатели остались один на один с застройщиками без посредников в виде госслужащих. Первую очередь элитного жилья подконтрольные компании «Акция» структуры сдали еще в начале 2000-х. Были недовольные, обманутые, митингующие – кто-то лишился дома из-за проблем с документами, другие вынуждены были довольствоваться жильем на окраинах Омска. Люди жаловались, писали, ругались, но на конечном результате это никак не отразилось. По стечению обстоятельств (пострадавшие это случайностью не находят) именно в одном из построенных ХК «Акция» доме расположился Следственный комитет РФ по Омской области, а в соседний дом вселился будущий губернатор Виктор Назаров.
Не стой под стрелой
С тех пор минуло полтора десятка лет. Теперь «под ударом» оказалась семья Каип, в 70 сантиметрах от земельного участка которых «Акция» в прошлом году приступила к возведению многоэтажного жилого дома. Десять человек начали свои хождения по инстанциям, копя отписки и ответы из разных органов власти. В это время велись строительные работы. Жители дома-аутсайдера пожаловались «БК», что выходить из дома стало просто опасно – с высоты регулярно растущих этажей летят арматура, кирпичи и доски. Машину у своих же ворот не поставить, гостей не пригласить. Для полноты картины осталось прибавить летящий песок, строительный мусор и пыль.
Бесконечная экспертиза
Исчерпав все возможности достучаться до силовиков и надзорных органов, Каипы обратились в суд. Главным требованием стало «обязать запретить строительство незавершенного объекта». Как пояснила юрист истцов Оксана Клат, «это единственная возможность устранить те нарушения, которыми сейчас изобилует стройка». В обосновании своих претензий семья Каип ссылается на экспертное заключение ООО «Западно-Сибирский экспертно-правовой центр»: нарушены элементарные градостроительные нормы, СНиПы, противопожарные требования. Дело было принято к рассмотрению в Куйбышевском районном суде еще в начале июля. Через месяц к ответчикам, подрядчикам ООО «ДСК №7» и ООО «Сибирская жилищная корпорация», присоединилось в качестве третьего лица ООО «Холдинговая компания «Акция». В середине сентября судья Юрий Гунгер по ходатайству ответчиков назначил экспертизу – выводы специалистов до сих пор не готовы.
По мнению Оксаны Клат, если судебная экспертиза будет содержать тот же набор нарушений, что и заключение, на которое ссылаются истцы, то у ее доверителей имеются все шансы добиться главного – приостановления стройки, которое сулит владельцам немалые убытки.
Калининско-Каиповское противостояние
С другой стороны, десять собственников и их родные не отрицают того, что с ними велись разговоры о расселении. Каипы запросили у тандема Голушко-Калинин порядка двадцати квартир. Само собой, получили отказ... И понеслось. А вот что касается строительных противоправных нюансов – их отсутствие ясно показывает полученное разрешение на строительство. По крайней мере так утверждает председатель совета директоров ООО «ХК «Акция» Сергей Калинин.
«Переговоры с семьей Каип ведутся и по сей день. Пока к консенсусу прийти не удалось, а с их требованиями и вряд ли получится. В свое время они запросили у нас несколько десятков квартир, что по сумме выливалось в миллион долларов. Понятное дело, мы не в состоянии удовлетворить эту просьбу. Мы предлагали им коттедж в пять раз больше их нынешнего дома, но и эта идея была отвергнута. А разрешение на строительство у нас имеется, все нормы соблюдаются, как противопожарные, так и строительные – тому есть документальные подтверждения. В какой-то момент собственники этого частного дома всерьез вознамерились заработать на нас деньги и наняли умных юристов, которые пользуются пробелами в законодательстве, предъявляя необоснованные претензии. Но самая главная проблема в том, что эти люди занимают асоциальную позицию, выступая за приостановление строительства, то есть фактически выступая против будущих жителей квартир, которые ни в чем не виноваты».
МНЕНИЕ
Павел Кручинский, директор по развитию агентства «Миард»:
– Проблема расселения является очень распространенной для нашего города, где до сих пор в центре сохранилось немало частных домов. По своему опыту знаю, что переговоры ведутся всегда и по большому счету у застройщика есть только два варианта: либо удовлетворить требования собственников, либо пересмотреть свой проект – иного не дано. Сочи тоже постигла эта участь во время возведения олимпийских объектов, но «откупиться» от собственников помогло участие федеральных средств. А чиновник в данном случае вообще не имеет никаких рычагов влияния на ситуацию, ведь речь идет не о строительстве социального объекта вроде детского сада или больницы. Образование подобных проблем неминуемо до тех пор, пока есть пробелы в законодательстве, не регламентирующие порядок определения рыночной стоимости спорного объекта. Допустим, этот дом стоит три миллиона рублей. Хорошо, пусть с учетом сноса сумма вырастет в два-три раза. Но как собственники могут просить двадцать квартир за него? Почему не пятьдесят, почему не сто? До тех пор пока люди обладают безмерной жадностью и находятся в иллюзии безграничного улучшения своих жилищных возможностей, ситуации будут доводиться до абсурда. Если через суд Каипам удастся добиться приостановления строительства, застройщик будет нести ежедневно колоссальные убытки. Вот и получается, что последний находится между Сциллой и Харибдой: с одной стороны – «вооруженные» юристами собственники, с другой – инвесторы, банки, сроки строительства, прописанные в договоре, будущие жители строящегося дома, уже купившие квартиры.
Анастасия Павлова, Александр Грасс
«Бизнес-курс» №50 от 24.12.2014 г.