Наркомания опутала Омск. Наркомафия все выше поднимает голову, подминая под себя ряды правоохранителей, наркозависимых и праздно шатающейся молодежи.
Наркотики самых разных марок, видов и категорий стали неотъемлемой частью жизни нашего города. Для кого-то – смертельным пристрастием, для кого-то – объектом борьбы за души и тела своих ближайших родственников, для кого-то – прибыльным бизнесом, для кого-то – ежедневной работой.
Лицо омской наркомафии
О размахах проблемы можно судить по сводкам региональных МВД и ФСКН. Практически еженедельно силовики сообщают, что «перекрыт очередной канал наркотрафика», «изъята крупная партия зелья», «задержаны наркоторговцы, наркодельцы, наркокурьеры». О глубине проблемы наглядно говорят скандальные факты – с тем же постоянством местные СМИ информируют, что с поличным – за наркоторговлю – задержаны… полицейские, сотрудники УФСИНа, врачи. В Омске дошло до беспредела: к реальным срокам осуждены кадровые офицеры подразделения, в чьи обязанности входила… борьба с организованной наркоторговлей! Ничего не скажешь, ребята хорошо устроились. Подторговывали изъятой дурью, сажали невиновных, крышевали наркобаронов.
Сквозное проникновение
Самое удивительное, что в нашем городе общественное мнение, отражающее нетерпимость к распространению наркотиков, контролирующее усилия власти в данном направлении, объединяющее пострадавших, членов их семей, какое-то невнятное, вялотекучее, тихое. Да, по телевизору громко и часто гоняют рекламу «Омск – город без наркотиков». Но где фактура?! Где бурлящее и берущее за душу обсуждение?! Где разоблачения, формирование нетерпимости к этой дряни?! Подкрепляемые конкретными примерами, что «ситуация под контролем», что «инициатива людей не наказуема», а поощряется, что на нее реагируют, что «усилия власти и общества дают позитивные результаты». Ничего этого, по моему мнению, нет. Набивший оскомину рекламный слоган и… кухонные разговоры о наркотизации в Омске каждой улицы, каждого микрорайона, каждого дома, каждой школы!
«Наркота» любит тишину
Каюсь, и я лично редко затрагиваю эту проблему. Но тому есть объяснение субъективного плана. Во-первых, среди близких друзей, знакомых, родственников нет наркозависимых (слава Богу!). Во-вторых, здоровая часть общества как-то сторонится участия в публичных дискуссиях, обсуждениях на эту опасную тематику. Как-то обошло стороной – и ладно. Поэтому, когда проблема обнаруживается «на пороге», к ее адекватному восприятию оказываются не готовы. И обсуждать, уже получается, поздно. На повестке дня – как минимум, уголовный процесс, сложное лечение (в лучшем случае) или… похороны. В-третьих, создается такое впечатление, что, видимо, реальная прозрачность, вовлеченность в тему большого числа активных и заинтересованных граждан не входит в планы «официальных борцов с наркотиками». И именно эта политика удачно претворяется в жизнь.
Вакансия от мегаполиса
Действительно, в том же Екатеринбурге человек, посвятивший годы жизни борьбе с дурью и ее распространением, не просто сделал себе на этом имя, но и на выборах сенсационно стал мэром города. Опыт борьбы с наркотизацией мегаполиса от Евгения Ройзмана стал классикой жанра, изучается и распространяется по всей России. И даже – за рубежом. А у нас – тишина. На слуху нет ни одного «борца с наркотиками», ни одной массовой публичной акции, ни одного разоблачительного скандала. Все тихо, ровно, монотонно. Сотни кило употребленной за сутки дури и ежедневная пиар-красота: «Омск – город без наркотиков!».
В чем причина?! Частично об этом можно судить даже по названию одной из публикаций – В Омске «рулят» полицейские, очень похожие на… «наркомафию»!
Все, с кем нам удалось побеседовать на данную злободневную тему, уверенно заявляют, что без соучастия сотрудников силовых ведомств – пассивного или активного – существование наркобизнеса невозможно. Косвенно этот опасный вывод содержится и в наших публикациях. Наркозависимые граждане становятся разменной монетой в руках отдельных «стражей порядка». Одних – «доят» на предмет получения денег, других используют для грязных оперативных разработок, а кого-то – для получения компромата на неугодных. Вплоть до лжесвидетельства, клеветы, подставы. Достоянием публики становятся одно преступление из ста (а то и больше!). А сколько их остается за кадром?! Я знаю достаточно омичей, которые в одиночку пытаются бороться с системой, упрятавшей их родственников за решетку по фальсифицированным, как они уверяют, уголовным делам. Добиться правды, а тем более пересмотра дела и оправдания невиновных, удается единицам. Даже не в Омске, а вообще по всей стране.
От бездействия – действие!
И в этих условиях закономерно, что рано или поздно в обществе появятся доморощенные «народные мстители». Погромы квартир и домов наркодельцов, самосуд – это уже наша реальность. Когда люди видят бездействие власти, немое соглашательство, откровенное крышевание, они берут инициативу в свои мозолистые руки. Преступают закон ради благополучия и безопасности своих родных и близких, не задумываясь о правовых последствиях. Но и эта «народная сила» замалчивается, глушится, маскируется под «криминальные разборки», и даже – под… ОПГ! Наркобизнес защищает свои интересы всеми возможными способами. Защищает жестко, действенно, дерзко. В том числе и через своих чиновников, своих адвокатов, своих полицейских, своих прокуроров.
Колумбийская наркомафия уже не представляется чем-то далеким и страшным. Беда уже в нашем доме, беда – рядом с каждым из нас! И уже совершенно по-другому звучит избитый и заезженный до дыр речитатив: «Омск – Бес наркотиков!». И это – СТРАШНАЯ ПРАВДА…
Александр Грасс