2014 год стал испытанием для страны, но среди тех, кто со страхом ждет новых сюрпризов от кризиса, встречаются и те, кто с оптимизмом смотрит в будущее. О том, что вселяет надежду в сибирских аграриев, «БК» рассказал Анатолий Бойко, начальник управления сельского хозяйства Калачинского района.
– Мне всегда везло на людей. На войне, понятно, сразу видно, кто чего стоит. Но ведь и в сельском хозяйстве человек заметен – только приглядись. Да еще в наших условиях «рискованного земледелия». Чего только не было с сельским хозяйством за мою бытность. Однако люди, любящие и занимающиеся землей, животноводством, всегда более-менее на коне, да иначе уже и не могут – крестьянская жилка спокойно жить не дает. У нас в Калачинске помимо сельхозпроизводства 16 крупных сельхозорганизаций и 150 крестьянско-фермерских хозяйств, все виды переработки представлены. Кто не знает сливочное масло, сыры Калачинского молкомбината? Колбасы «Омского бекона», в том числе и нашего отделения? Крупа своя благодаря крупяному заводу, что пятый год действует при Омском региональном элеваторе. Рыбу и ту перерабатываем сами уже лет десять. «Омская рыбоперерабатывающая компания», точнее цех переработки, да не один: холодильники, склады готовой продукции, техника – все расположено у нас, в Калачинске. В областном центре только отдел продаж.
– Санкции вас не пугают?
– Не страшны нам никакие санкции, так что пусть они там, в странах ЕС, спят спокойно – Россия голодать не будет, во всяком случае Омская область. Крестьянин не позволит. Ну, естественно, при поддержке правительства. Оно помогает точечно тому, кто работает. И обижаться на него не надо, молоко выливать. У нас сколько хозяйств с нуля начинали, грант получили и живут, еще и развиваются. И район наш развивается во многом благодаря поддержке правительства.
– То есть на правительство вы не обижаетесь?
– Почему я, руководитель сельского хозяйства одного из ведущих аграрных районов области, должен на него обижаться? Поселковые дороги строим – нынче в 4 сельских поселениях они новые, газ в деревни ведем – 10 миллионов рублей областных средств в этом году на него затрачено. Дома строим – больше полусотни. Один из них многоквартирный. В деревне Розенталь вовсе комплексная застройка идет, сразу улицу строим. Ведь к чему пришли за годы развала: деревня эта чуть было совсем в историю не ушла – работы нет, люди уезжали, остановить не могли.
– Там в свое время закрыли школу…
– Ну некому учиться было. Но здание сохранили – молкомбинат сделали. Не так давно нашелся крестьянин Сергей Павлович Бичун, с нуля начал. Мы, район, грант в 50 тысяч дали, чтобы его поддержать – на коровенку одну и хватило. Малая ферма называлась. Теперь 500 голов скота, 200 – дойное стадо, завод по переработке молока, 2000 гектар зерна. Деревня ожила. Газ подвели, водопровод. Из соседних деревень народ едет, да что там – из Тюмени недавно семья переехала. Детей уже 20 человек в центральную усадьбу в школу возим. Есть мысли школу построить. Это все благодаря моему министерству и правительству. Они поддерживают всячески. И я рад, что мой район этой поддержкой пользуется. Пускай хоть что завтра скажут про нашу власть, я встану и буду их защищать: нормальные люди работают в том же министерстве – умные, понимающие. Но с ними надо работать. Как и работать вообще. Конечно, если документы не готовы, собственность не оформлена, сосед через стенку не согласен, кто тебе будет крышу ремонтировать? Никто. И это правильно. А вот если сделать необходимое, что по силам, тут вам государство и софинансирование предложит – ваших 5%, остальная часть из госбюджета. Так что от помощи отказываться? Работай и получай поддержку. Пожалуйста. Молоко сдавай, субсидии получай. Люди ведь все видят и понимают. Дороги сделали, дом доярке построили, ФАП отремонтировали – народ замечает и отношение к власти меняет. Любой работающий в АПК при выполнении определенных посильных условий может претендовать на господдержку при строительстве жилья, причем, на мой взгляд, серьезную. Семья больше – помощь больше. И очередь не тысячная – на сегодня по району 9 человек.
– Сельхозтехника у вас в критическом положении…
– Была. А теперь душа радуется, за 9 месяцев на 160 миллионов приобретено нового. И эта цифра ежегодно на 50% увеличивается, начинали лет 6 назад с 48 млн. Значит, не просто выживаем, развиваемся. Да, приобретается она за счет кредитных и собственных средств сельхозпроизводителей. А за чей счет еще это возможно? Ну опять же проценты по кредитам государство возмещает – нынче более чем на 100 млн рублей. А если белорусская система, то и вовсе сельхозпроизводитель проценты не платит. Наш комбайн местный «Лида 1300», производимый на калачинском механическом заводе, тоже без процентов идет.
– Помогает ли грантовая поддержка на развитие бизнеса?
– Еще как. По сути, кроме головы да желания работать ничего не надо. У нас в Калачинске и своя программа главы района действует. Еще недавно 50 тысяч выделял район в поддержку КФХ, к примеру, на открытие производства по переработке молока, покупку доильного аппарата. Нынче решили: мало. Добавили сумму гранта и возможность его получения. Теперь три номинации: «начинающий фермер», «семейная ферма» и КФХ, денежная сумма выросла – 100, 150 и 200 тысяч рублей в зависимости от потребностей. По закупу молока субсидии нам область перечисляет месяц в месяц. Бывает, правда, кому недоплатим один месяц, так это от того, что в заявке, а ее подают в министерство за месяц, а то и два вперед, заранее всего предусмотреть не можем. К примеру, по Царицынскому сельскому поселению закуп молока у населения в ноябре вырос на 70% по сравнению с октябрем. Мы, конечно, этого не смогли предусмотреть – кто знал. Но в новом месяце все получат сполна.
– Хорошо живете, значит? Трудностей нет?
– Ну, разве плохо? Не развивается сельское хозяйство? Конечно, не так как при коммунистах, но и на месте не стоим. Работаем. Так, а время какое – кризис. И равнять не стоит с тем, что было. Я хозяйством Калачинского района горжусь, работу свою люблю. Кажется, ночью разбуди – все расскажу. Коллектив руководителей сельхозорганизаций района у нас сильный, с такими людьми работать одно удовольствие. Конечно, трудностей и у нас хватает. Главная – земли у нас нет. Под пашней 98% всех земель сельхозназначения. Уже на земли соседних районов заглядываемся. Ну и люди, конечно. Специалистов недостает. Но учим, ищем, растим. Оптимист я по натуре, а иначе нельзя, должность обязывает и жизнь. Конечно, всякое бывает. И в министерстве иногда какие-то вещи доказываю, и с людьми жестко разговариваю, и работников своих в чем-то убеждаю – работаю, в общем. Убежден в одном – неправильно пенять на кого-то, помощи требовать, самим думать надо и работать, и тогда все у нас будет.
Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.
Юлия Лещинская, фото автора
«Бизнес-курс» №2 от 28.01.2015 г.