Госдума приняла законопроект, который позволяет сити-менеджерам становиться единовластными градоначальниками. Губернатор Виктор Назаров заявил, что готов поменять формат местного самоуправления, если идею поддержат жители города и депутаты. Ситуацию прокомментировал доктор юридических наук, профессор Александр Костюков.
– Тема местного самоуправления – это тот же «Левиафан», только в политико-правовой плоскости: суета вокруг рояля. Складывается впечатление, что в России нет экономических проблем и заниматься больше нечем. Единственная новация – что сити-менеджер может стать главой муниципального образования. Его как главу муниципального образования выводят из-под ответственности перед населением и представительным корпусом. А это очень страшно.
– Заголовки в СМИ по поводу законопроекта пестрят информацией о том, что Госдума проголосовала за участие губернаторов в избрании мэров.
– Начнем с того, что губернаторы всегда участвовали и будут участвовать в выборах мэра. В разных качествах. Любой губернатор заинтересован в том, чтобы мэр крупного города был человеком ответственным, компетентным, знающим дело.
– Почему именно сейчас из этого вдруг делается новость?
– Потому что Российская Федерация в этой части временно развивается не в соответствии с третьей статьей Конституции России, которая гласит: источником власти в РФ является российский многонациональный народ. В муниципальном образовании – его население. Сейчас же избирателей решили заменить на губернаторов и сделать их, губернаторов, источниками власти, что не приведет ни к чему хорошему ни с моральной, ни с социальной, ни с политической точки зрения. Это следует рассматривать как временное явление.
– Чем грозит эта система: сити-менеджер – он же глава муниципального образования?
– Колоссальным воровством и развалом системы управления. Согласно законопроекту любой человек с улицы может стать мэром, если это выгодно губернатору. Причем процедура такова, что кандидат на должность сити-менеджера не проходит никакие выборы. Он может быть взят вообще из-под забора и возглавить седьмой по численности населения город России. Марионеточная самозваная фигура. Вероятность того, что он не справится с управлением, очень высока.
– Омск обязан вводить эту модель?
– В нашем регионе подобную схему могут ввести только областным законом. Но нужен ли он – большой вопрос. Я считаю, что не нужен. Полновластный мэр лучше. «Закручивание гаек» в местном самоуправлении ни к чему хорошему не приведет, из экономического кризиса выйти не поможет, доверие населения будет подорвано.
– Тем не менее губернатор заявил, что не против сити-менеджера.
– Виктору Ивановичу нужно принимать взвешенные решения, несмотря на давление, которое оказывается Управлением внутренней политики Администрации президента. Заксобрание Омской области в конце октября 2014 года приняло областной закон, в соответствии с которым исполнительная власть в местном самоуправлении формируется через прямые равные тайные выборы. При этом все главы муниципальных образований одновременно возглавляют местные администрации, а в сельских поселениях могут совмещать должность председателя Совета. Хорошая, законная и эффективная модель. Ее следует придерживаться и дальше.
– Если новую модель все-таки «протащат» через Заксобрание?
– Будет только хуже. Омичи сразу увидят: «король-то голый!»
Беседовала Елена Ярмизина
«Бизнес-курс» №3 от 04.02.2015 г.