По просьбе редакции «Бизнес-курса» директор РА «Компаньон» Егор Сусликов дал свою оценку процессам, которые происходят в сфере наружной рекламы Омска.
В отношении рынка рекламы у власти нет никакой политики. Если посмотреть со стороны, то работа кипит, разрабатываются схемы, проводятся аукционы, демонтируются конструкции. С Нового года мы, бизнес, встретились практически со всеми ветвями власти города и области. Но пока ситуация больше напоминает знаменитую миниатюру Аркадия Райкина: «Кто сшил костюм?». Один пришивает карман, один – рукав, один – пуговицы. К пуговицам претензии есть? Нет, пришиты намертво... Каждый занимается какой-то узкой проблемой, а в целом ситуацию никто не видит, поэтому на бумагах все есть, а бизнеса нет.
Это похороны легального рынка. Если в ближайшее время ничего не предпринять, он тихо умрет. Возможно, обыватель скажет: «Слава богу, будет порядок, засилие «наружки» уже достало!». Хочу всех «успокоить» – она останется, но просто вся уйдет в тень. Вдумайтесь, сегодня уже более 60% рынка – это самовольные или запрещенные правилами конструкции! Их, по нашим подсчетам, более 10 000! За прошлый год убрали 360! То есть, чтобы навести порядок, нужно 30 лет! А есть у города 30 лет? Есть ли средства для демонтажа конструкций? Нет, зато активная борьба ведется с теми конструкциями, которые всегда были легальными, за которые рекламные компании платят деньги в бюджет. Это политика?
Со схемой, без денег
Сегодня принятие схем стало самоцелью. Ну и что, если в схемах не останется конструкций, а следовательно, поступлений в бюджет?
Принятые схемы, попросту говоря, пугают. Например, на улице Маяковского было 33 конструкции, а в нынешней схеме не предусмотрено ни одной. На проспекте Мира была 51 конструкция, осталась одна… Что предлагается взамен? Стелы, остановочные комплексы, сити-форматы где-то в кустах, потому что ближе к дороге нельзя по ГОСТу.
При декларированном 85-процентном сохранении рынка складывается ощущение, что уничтожается абсолютно все.
Деньги. А кто их вообще считал? Сколько конструкций останется в городе? Какого формата? Сколько вы планируете выручить денег за продажу права на них? С кем вы хотите работать? Какие вы шаги сделали, чтоб это получить? Это политика?
Хочет город зарабатывать на рынке наружной рекламы? Так сохраните самый распространенный формат в России (60-70%) и в частности по Омску – щиты 3 на 6. Они могут кому-то нравиться, а кому-то нет, но факт остается фактом – продаются именно они. Да, можно придумать что-нибудь экзотическое, типа щитов 3 на 4 метра, что в свое время попытались сделать омские чиновники, их в итоге стоит по городу… целых 8 штук. Никому не нужны. Насильно делать Омск законодателем мод в сфере наружной рекламы чревато как для бизнеса, так и для бюджета.
Как оператор рынка я понимаю, что творится что-то страшное. А мне говорят: «Не волнуйтесь!» и предлагают купить места на… объездной дороге. При этом общей картины никто из игроков до сих пор не видел, а департамент имущественных отношений создает нездоровый ажиотаж на торгах по типу: берите, что даем, а то вообще ничего не останется! По сути, предпринимателям навязывают роль покупателя колес для дорогой иномарки, но никто не говорит: будет ли вообще продаваться машина целиком?
ГОСТ – дело добровольное
Те же самые ГОСТы, со ссылкой на которые выносят практически весь рынок наружки, действуют и в Москве, Питере, Казани, Новосибирске, и там местные власти нашли выход из положения. Кто из омских чиновников съездил туда, изучил опыт? Какие действия вы предприняли для защиты омского бизнеса?
Соблюдение ГОСТов, между прочим, – дело добровольное, если ситуация не угрожает жизни и безопасности граждан. А как, скажите, угрожает безопасности граждан щит, расположенный в четырех, а не пяти метрах от дороги? Какая разница для безопасности людей в том, сколько – 100 или 98 метров – между щитами?
Изучите мировой опыт, что, европейцы не думают про безопасность своих граждан? Почему у них щитам можно стоять ближе 5 метров от дороги, ближе 60 метров от перекрестка и так далее. Меняйте, вносите изменения в этот закон. Вы же власть! С 15 февраля 2015 года ГОСТ опять будет рекомендательным. Зачем сейчас принимать схемы, которые завтра надо будет выкинуть и делать новые?
Кстати, такой цивилизованный путь, как суды, вообще не принимается чиновниками за вариант. А судиться можно и нужно! Я, к примеру, разговаривал с тремя разными специалистами по ГОСТам и услышал три разных варианта, как считать расстояние от моста до рекламного щита, с какой точки делать замер и до какой точки щита. Разве это не поле для юристов для привлечения независимых экспертов, для поиска вариантов?
Мало того, мы провели серьезную работу по анализу уже принятых схем. Взяли улицу Маяковского. По версии департамента, остается 0 щитов формата 3×6. У нас остается 22 из 33 конструкций! Это тоже все по ГОСТу! Да, там необходимо плотно работать с департаментом транспорта, возможно, какие-то знаки убрать, какие-то перенести. Нужно работать с ГИБДД, там много спорных трактовок, нужно работать с рекламными носителями для определения форматов и видов, которые там лучше оставить. ГОСТ – это обычный документ, который имеет недостатки, к тому же очень сырой.
Нельзя, при всем моем уважении к ГИБДД, допускать, чтобы все вопросы по рынку «наружки» в Омской области решало это ведомство! А в чем тогда роль мэрии? В функции ГИБДД же не входит пополнение бюджета. Это контролирующая организация.
Давайте будем спорить, доказывать! Мы готовы. Главное – желание найти наилучший вариант для города и бизнеса. А сегодня доходит до абсурда. К примеру, какая-нибудь фирма устанавливает знак «Автомойка», по сути, это «коммерческий» знак, но здесь сразу же начинают применять ГОСТ, и в схему не включаются рекламные щиты, которые там стояли долгие годы и приносили доход в бюджет – ведь должно же быть определенное расстояние от знака до щита. И никто не рассматривает вопрос: а нужен ли тот знак вообще кому-то, кроме той фирмы, а нельзя ли его перенести на несколько метров?
А в области ситуация еще хуже. За два года не сделано вообще ничего! 32 района, и нам говорят, глава каждого района сам решает, что ему принимать, а что нет, мы, дескать, не можем его убедить или заставить… Бред. Про какие инвестиции вы тогда говорите?
В стране кризис, нужно искать дополнительные ресурсы во всем, а в Омске с Нового года на 20 процентов повысили арендную плату! Хотели в 2 раза! У нас с этим вообще все просто. Нужны дополнительные деньги в бюджет – легко! Поднимем аренду, увеличим налог, введем дополнительные сборы. А нужно бы задачу поставить так: на 10 процентов снизить цену на аренду, на 30 процентов увеличить емкость рынка, на 20 процентов увеличить доходы в бюджет за счет дополнительной продажи мест под киоски, рекламные конструкции. Почему не смотрят, сколько щитов стоит, к примеру, в Новосибирске?
И все-таки надежда есть. Наконец-то нас услышали. В начале года прошла очень конструктивная встреча с мэром города. Есть понимание по многим вопросам. Сейчас даны поручения с конкретными сроками и задачами. Если они не будут исковерканы, то рынок наружной рекламы будет жить. И порядок будет.
Предложения участников рынка наружной рекламы
1. Прекратить демонтаж тех конструкций, которые приносят деньги в бюджет, и начать реальную борьбу с самовольными и запрещенными конструкциями. Сначала убираем их, затем – те конструкции, по которым закончились договоры и по ним перестали платить. И уже в последнюю очередь – те конструкции, которые всю жизнь были легальными и приносили деньги в бюджет.
2. Разрабатывать схемы с привлечением экспертов и игроков рынка. Досконально прорабатывая каждую улицу, если требуется, в суде доказывая свою правоту. Главное, должно быть качество, а не количество схем. Покажите потенциал рынка, покажите инвестору перспективы. И вы получите и деньги, и порядок.
3. Установите 10-летний срок на все конструкции, дайте бизнесу самому определять, где какой вид он может поставить. Взамен вы получите рост новых технологий и большие поступления в бюджет. Уйдет и очень сильная «коррупционная составляющая».
4. Это сетевой бизнес и управлять им должны профессиональные игроки. Нельзя допустить, чтобы рынок превратился в 1000 разрозненных форматов, фирм и прочего, этим невозможно будет управлять! Должны формироваться лоты из нескольких мест, создаваться программы.
5. Для области. Примите наработки города. Есть правила, есть методика расчета арендной платы, есть положение по проведению аукционов. Есть все, кроме схем. Во всех районах должны быть одни правила, один подход. Мы готовы за две недели, например, разработать все схемы по областным трассам. Уже через месяц можно полностью закрыть этот вопрос.
«Бизнес-курс» №4 от 11.02.2015 г.