В ближайшие 20 лет, согласно новому прогнозу «BP Energy Outlook 2035», опубликованному британской энергетической компанией BP, глобальный спрос на энергоносители продолжит серьезный рост и увеличится на 37%, причем спрос на природный газ превысит спрос на нефть и уголь.
Несмотря на эту перспективу, повода для ликования в московской штаб-квартире «Газпрома» нет. Причина в том, что в докладе также говорится: «Российская сеть трубопроводов будет постепенно терять свое значение в качестве средства транспортировки газа». На смену ей придут танкеры для сжиженного газа, которые произведут революцию на мировом энергетическом рынке и оставят Россию в числе проигравших.
В целом, к 2035 году доля газа в балансе мировой экономики, согласно прогнозу BP, составит 26-28% и большая его часть будет транспортироваться не по трубам, а через терминалы для СПГ. «Резкий рост перевозок сжиженного газа произойдет еще до 2020 года и будет составлять примерно 8% в год, что, по сути, означает, что к 2035 году танкеры заменят газопроводы в качестве важнейшего средства транспортировки», - говорится в документе. Уже сейчас во многих арабских государствах, например в Катаре, имеются огромные - величиной с целый завод - терминалы, которые сжижают природный газ для его дальнейшей транспортировки по морю. В Европе, в свою очередь, уже построен целый ряд морских терминалов для приема СПГ.
Смена важнейшего средства доставки газа приведет к далеко идущим последствиям для цен на газ и позиционирования классических поставщиков природного газа, каковым является Россия. К тому же увеличение доли сжиженного газа позволит потребителям из Европы и Китая диверсифицировать возможных поставщиков.
Вплоть до последнего времени нефтегазовый бизнес был сильно политизирован. В частности, Россия всегда пыталась получить максимальный контроль над газопроводами восточноевропейских стран вроде Белоруссии и Украины, из-за чего они были вынуждены подстраиваться под ее условия. С распространением газовых супертанкеров старые правила газового бизнеса останутся в прошлом.
Даниэль Ветцманн, Нина Трентманн