Заявление губернатора о новом механизме избрания глав местного самоуправления, на основании которого был написан материал на БК55, расходится с текстом законопроекта, - указал нам бывший глава Калачинского района Вадим Цыганков, ныне занимающийся бизнесом.
- Вадим Игоревич, давайте уточним - вопреки заявлению губернатора сити-менеджер все же будет избираться не из числа депутатов?
- Как я прочитал в законопроекте, сити-менеджера будет выбирать специальная комиссия, 50% в которой будут составлять депутаты, а вторые 50% - представители губернатора. Выбирать будут на конкурсной основе из числа претендентов, но как появятся эти претенденты, пока не ясно - то ли они сами будут выдвигать свои кандидатуры, то ли эта же самая комиссия будет отбирать какие-то персоналии.
- По России, насколько нам известно, даже при введении должности сити-менеджера пост мэра все равно остается, в основном для представительских функций. Обычно его избирают из числа городских депутатов. У нас будет так же?
- Нет. По крайней мере, в том варианте документа, который существует сейчас, такого разделения функций не предполагается. Мы выбрали т.н. третью модель, а то, о чем вы говорите, - это вторая модель (первая модель - прямые выборы главы). По второй модели депутаты выбирают спикера, который автоматически становится и главой муниципального образования. И вот у этого главы-спикера есть два варианта - он может как взять себе помощника, назначить сити-менеджера, так и сложить с себя депутатские полномочия, став мэром-сити-менеджером. Но, как вы понимаете, второй вариант практически никто не выбирает: полномочия сити-менеджера, в отличие от депутатских, - это в первую очередь ответственность, которой, можно сказать, «больше чем денег». Здесь и возникает тупик, о котором, в частности, и у вас на БК55 говорил например Александр Костюков - так называемый городской глава вообще ни за что не отвечает, а назначенный им сити-менеджер боится увольнения и потому слепо исполняет чужую волю.
- Однако и третью модель, которую, похоже, выбрала омская власть, идеальной тоже, видимо, не назовешь...
- Разумеется. Ведь это же псевдовыборы. Де-факто это назначение. И это очень неприятный сюрприз для 20 глав сельских районов, многие из которых планировали в этом году переизбраться. Ведь за пять лет выполнить все свои предвыборные обещания, решить все проблемы практически невозможно. К тому же сейчас кризис, и многие уход в этот период посчитают просто малодушием. И что мы имеем в итоге? Те из глав, у кого хорошие отношения с губернатором, наверняка будут переизбраны. А те, кто «имели наглость» спорить, иметь свое мнение, очевидно, уйдут. Это и есть мина замедленного действия - люди для сохранения собственного кресла будут лояльными начальству в ущерб делу. Это послушание не даст развиваться Омской области. Я, конечно, не думаю, что наш губернатор, как какой-нибудь средневековый сатрап, будет рубить головы непокорных направо и налево, но есть психология: выбранные-назначенные главы будут опасаться лишний раз высказаться, по десять раз оценивая, как это может отразиться на их карьере.
- Так что - у новой модели местного самоуправления практически нет достоинств?
- Я считаю, что прямые выборы глав муниципальных образований - наиболее правильная форма. Принцип состязательности - самый эффективный. Кандидаты должны что-то обещать, и если они ничего из этого в итоге не выполнят - второй раз их уже могут не выбрать. Сити-менеджер же вообще ничего никому не обещает, и с него ничего не спросишь. Есть и еще один момент - Леонид Константинович Полежаев во время выборных кампаний сам ездил по районам и высказывал свои предпочтения. Если люди с ним не соглашались и выбирали другого кандидата - потом пожинали плоды этого выбора, а губернатор мог как бы отстраниться. У Виктора Ивановича Назарова же никаких путей для отступления не будет - вся полнота ответственности фактически будет на нем, а районы у нас никогда не жили хорошо и в ближайшее время вряд ли будут.
- Однако местные аналитики считают, что появление данного законопроекта - это московский тренд, что Кремль давит на Назарова, требуя введения данной модели...
- Московских трендов много. Например, есть такой - введение института полномочных представителей губернатора в регионе. Один такой представитель отвечает за несколько районов и находится непосредственно там почти все время. Именно эти представители помогают региональному правительству определить самые узкие места, найти болевые точки, потому как министры, не говоря уж об одном губернаторе, не могут объять необъятное. Эта система работает, например, в Новосибирске, Белгороде, Красноярске. Вот этот тренд, как и некоторые другие интересные, в Омской области почему-то предпочитают не замечать. Поэтому, мне кажется, нельзя все сваливать на Москву. Считаю, что данный законопроект - дело рук определенных советников на региональном уровне. Есть люди, считающие, что им это будет выгодно.
- Вы можете назвать конкретные фамилии?
- Да вы сами знаете все эти фамилии. Речь идет о Горсовете. Прежде всего, по понятным причинам, этим людям интересно кресло городского главы. А районные идут уже «прицепом».
Наталья Николаева, Олег Ледянский