В преддверии юбилея первой сессии 21-го (последнего советского) созыва Омского городского Совета народных депутатов, который отметят в пятницу, 27 марта, о бурных временах зарождения новой российской демократии по просьбе БК55 вспомнил один из ярких представителей того депутатского корпуса Геннадий Фридман.
- Когда-то были солдатские депутаты, крестьянские, сейчас - просто депутаты. А мы были народными. Председателем того созыва был Владимир Алексеевич Варнавский, его замами - Леонид Игоревич Рыженко (тогда, как и сейчас, работал в СибАДИ) и Таисия Григорьевна Зайцева (потом она была управделами в Заксобрании, сейчас вроде в аппарате сенатора Андрея Голушко). Вообще тот Омский городской Совет был уникальным во всей России...
- В чем же была его уникальность?
- Ну, к примеру, в том, что мы единственные в России долго обсуждали и в конце концов приняли регламент. Для сравнения, для тех, кто не в курсе, хасбулатовский совет (Верховный Совет РФ под председательством Руслана Хасбулатова, разогнанный в октябре 1993-го после обстрела из танков здания Дома Советов - БК55) этого сделать не успел.
- Что было в том регламенте?
- Много чего - система голосования, порядок работы - элементарные по нынешним временам вещи, но тогда все делали с нуля. Придумал нам регламент Александр Николаевич Костюков.
- Он что - тоже был депутатом?
- Нет, он как-то сразу стал советником нашего Совета. Он предложил написать регламент, потом две недели оргкомитет во главе со мной, конечно, его разрабатывал.
- Какая у вас была должность в том Горсовете?
- Был членом оргкомитета, потом председателем президиума и председателем комиссии по проблемам перехода к рыночной экономике... Так вот, по тому регламенту - к нам потом стали ездить из разных городов и весей, чтоб перенять передовой опыт. А ведь сначала центральная пресса, когда мы его создавали, написала, что в Омске вот Горсовет уже две недели не работает, только обсуждает регламент. Однако благодаря этому документу нам удалось навести порядок, быстро ввести активность депутатов в рабочее русло.
Второй раз мы привлекли к себе внимание всей страны и даже отчасти зарубежья резолюцией для Михаила Горбачева. Помните - президент Горбачев издал указ о совместном патрулировании милиции и армии? Омский горсовет написал резолюцию - можете записывать, я ее, как сейчас, помню: «Омский городской Совет народных депутатов выражает изумление последним указом президента М.С. Горбачева». На заседании тогда присутствовал корреспондент ТАСС. И текст омской резолюции тогда попал едва ли не на все ведущие мировые ленты новостей. Это как пример того, что можно все ругать и вам в ответ будут отругиваться, а можно написать вот такую резолюцию.
- Что еще вам пришлось делать впервые?
- Налаживать бюджетные отношения, например. Помню, едва приступив к работе, мы обнаружили, что по действующему законодательству СССР Омску просто не выжить. Оказалось, что налоги предприятий шли тогда не в единый бюджет города, а в бюджет районов. Допустим, от нефтезавода, завода СК - в бюджет Нефтяников. А Кировский район, таким образом, должен был умереть - крупного производства там тогда не было. В советское время проблем с этим не возникало, поскольку те декоративные депутаты, которые шли по «конкурсу» один человек на один мандат, послушно голосовали за любое предложение из обкома КПСС - из того-то района перекинуть столько-то средств на то-то. А вот новые, независимые депутаты, заупрямились...
И тогда мы с Александром Костюковым начали писать закон. Целый год в Москве в Верховном совете консультировались. В итоге первый закон о местном самоуправлении в России - омский. И все с ним как-то наладилось. При нас не было конфликтов партократов с демократами, не случилось войны города с областью...
- И как вам удалось избежать этого ныне, увы, уже привычного противостояния?
- Мы договорились на разумных началах. Инициатива шла от нас, мы договорились, чтобы при дележе бюджета городу были гарантированы минимально необходимые ресурсы. Голов горячих тогда было много. И все пытались оттяпать себе сразу все. Но мы договорились. Проработали мы три с половиной года. Благодаря работе именно этого совета был создан Союз российских городов. Правда, Варнавский отказался его возглавить.
- Почему?
- Умный был (смеется). Вообще это не столь важно - кому возглавить нашлось. Главное - что целый ряд омских инициатив был признан на общероссийском уровне. Увы, после второго путча все те советы распустили. Но, с другой стороны, мы ушли, не замазавшись. Повезло. Коррупции тогда не было.
- Получается, современное российское местное самоуправление родилось в Омске. Каково вам теперь смотреть, как новые власти того же самого региона с этим выборным самоуправлением на местах фактически покончили?
- Это уже другая реальность в рамках нового вектора. Данность, которую мы имеем. В остальном - читайте Александра Николаевича Костюкова.
Наталья Николаева, Олег Ледянский