Линия высокоскоростной железной дороги, соединяющая Аляску и Лондон. «Утопия», — скажете вы. «Почему бы и нет», — заявляют русские. Этот научный проект уже снискал немало похвал, остается узнать, какое решение примет Путин.
Проект весьма амбициозный. Страна во главе с Владимиром Путиным обдумывает строительство «супермагистрали» протяженностью в 12 400 миль (около 19 995 км). С целью? Соединить Аляску и Лондон.
Идея разработанного российскими учеными проекта «Транс-Европейский пояс развития» (ТЕПР) ясна: связать евроазиатский континент на всем своем протяжении с американским континентом посредством высокоскоростного железнодорожного сообщения будущего, используя некоторые из уже существующих в Европе транспортных сетей и подготавливая почву для строительства новых дорог и нефте- и газопроводов.
Как сообщает газета The Siberian Times, в планы Москвы входит развитие инфраструктуры в регионе Чукотка (Россия) и создание транспортного сообщения с Аляской через Берингов пролив (между крайней восточной точкой евроазиатского континента и самой крайней западной точкой Америки) — что позволило бы совершать путешествия прямо из Великобритании в США через тоннель под Ла-Маншем.
Представленный на заседании президиума Российской академии наук проект пока остается на бумаге. И неизвестно, будет ли он реализован, если учесть непростую экономическую ситуацию в стране. Между тем, Владимир Якунин, президент РЖД и один из авторов футуристического проекта российских транспортных артерий, во время презентации заявил, что новый железнодорожный маршрут имел бы для России жизненно важное значение: как пишет The Siberian Times, Москва стала бы новым мировым центром индустрии высоких технологий.
«Это проект межгосударственный, межцивилизационный», — сказал Якунин и добавил, что цель новой транспортной сети заключается не только в экономическом и научном развитии, но также в нравственной и духовной эволюции общества.
«[ТЕПР] должен стать альтернативой текущей [неолиберальной] модели, которая стала причиной системного кризиса. Проект должен быть превращен в мировую «футурозону», куда, как объяснил Якунин, каждая из стран сможет внести свою лепту, предоставляя технологические новшества. Разработчики проекта считают, что речь может идти о создании от 10 до 15 новых предприятий, бесчисленных рабочих мест и даже новых городов.
Несмотря на похвалы, которыми идея была встречена в российском научном сообществе, исследователи не перестают задаваться вопросами. Первый из них — о затратах, которые предполагает проект подобного масштаба. Сами авторы проекта уверяют, что для создания транспортного коридора между Аляской и столицей Великобритании понадобится несколько триллионов долларов.
Так, президент Российской академии наук Владимир Фортов признал неизбежность столь крупных затрат. Он назвал планы «очень амбициозными» и, безусловно, «очень дорогостоящими». В то же время Фортов подчеркнул преимущества, которые столь масштабный проект мог бы предоставить России.
«Проект может решить множество проблем развития этого обширного региона. Он, среди прочего, [также] связан с социальными программами, новыми областями знаний, новыми источниками энергии», — заявил он.
Мигел Сантуш