На прошлой неделе скандальная история с постановкой оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета закончилась увольнением директора Бориса Мездрича. Напомним, в постановке используется образ Иисуса Христа, который предается плотским утехам - этот сюжетный ход нашли оскорбительным православные активисты города. Суд не нашел оскорбления чувств верующих в постановке, но ее тем не менее закрыли. Режиссеру Тимофею Кулябину предложили поставить спектакль в Большом театре, сочувствующие считают, что скандал только привлек внимание к таланту. Директора же театра Бориса Мездрича уволили. Не стоит ли пригласить принципиального администратора и заслуженного работника культуры Мездрича обратно в Омск?
Борис Ротберг, директор Омского музыкального театра:
– Это не мое решение должно быть, мне говорить об этом не совсем этично… Есть министр, губернатор. В целом считаю, что Мездрич категорически не прав. Он хороший директор, без вопросов, хорошо руководил театром. Но сейчас из-за него такая война начинается… Министерство будет просматривать все! Мездрич породил такой всплеск цензуры!... Еще зимой умные люди ему говорили: убирай! Ему делал замечания Мединский. Боря их не принимал. И даже на суде сказал: хороший спектакль, снимать не буду. Да, вот такой режиссер, но виноват все равно директор, вся ответственность на нем. Если бы он извинился, отложил спектакль, снял скандальные сцены, доделал – все было бы иначе. Не было бы ни суда, ни бури.
Марьяна Киселева, ведущая и редактор программы «Культурная суббота» канала «Россия» - ГТРК «Иртыш»:
– Сразу бы, не раздумывая. Все равно, на какую должность. Когда эта ситуация произошла, я сразу написала такое мнение на своей страничке в Фейсбуке. Руководителями, как Мездрич, нельзя разбрасываться. Мы прошли тот период, когда можно было изобразить, что у нас незаменимых нет.
Сергей Калинин, депутат ЗСОО, совладелец ООО «МилкОм»:
– Я бы не торопился с этим. Рассуждая практически, как руководитель, я считаю, что было бы разумно пригласить столь сильного менеджера с жесткой позицией. Но риск очень велик. В конце концов положение театра зависит от федерального и областного бюджета, сами понимаете. В этом случае есть вероятность потерять больше, чем приобрести.
Алла Енина, мастер художественного слова, артистка Омской областной филармонии:
– Позвала бы. В Омском театре драмы он был на своем месте. Да и в Новосибирской опере тоже. На его имидже руководителя все, что произошло, негативно не сказалось. Очевидно, что это была спланированная акция. Сколько не самых талантливых, в том числе и с точки зрения православия, спектаклей создается в Москве и Петербурге, но заметить решили почему-то только постановку в театр Мездрича. Я не видела спектакль, но могу сказать, что все, что я смотрела созданного при его руководстве, отличалось хорошим вкусом.
Наталия Сушко, креативный директор «Творческий Конгломерат «Сушко, Киселева и Партнеры»:
– Если есть куда звать – надо звать. Если звать не получается, то, как минимум, поддержать добрым словом. Омич все-таки. А то привыкли на «варягах» область строить, вместо того, чтоб своих растить/развивать/поддерживать. Надо условия предоставлять и развиваться вместе, удерживая в городе классных, самодостаточных специалистов. Что касается Мездрича – по-человечески искренне жаль, остался крайним, несмотря на то, что суд оправдал. «Хулили Бога... Бог не читает «Шарли Эбдо» – по-моему, в этих строках вся суть подобных конфликтов.
Михаил Курцаев, директор ООО «Бакалея-Сервис»:
– Не знаю, сложно судить. Сам «Тангейзер» я не видел, но, проглядывая фотографии спектакля в интернете, отметил, что девушки там очень красивые. Последний раз я смотрел «Без ангела» (постановка главного режиссера Омской драмы Георгия Цхвиравы – прим. ред.), и мне понравилось, хотя на БК55 написали, что она для сельчан...
Владимир Копман, независимый финансовый консультант:
– Я думаю, что он нужнее в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. Это второй уход Бориса Мездрича из этого театра. Несколько лет назад он уже был его директором, но потом уехал в Ярославль. Поэтому, я думаю, что и в этот раз здравый смысл возобладает и он может опять туда вернуться.
Надежда Калинина, главный балетмейстер Государственного камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера»:
– Талантливые, опытные и преданные искусству руководители необходимы всегда и везде. Сложно сказать, как я бы поступила на месте Мездрича. Может быть, нужно было сделать шаг назад, а потом – два вперед… Все-таки снять спектакль на время, пока шумиха утихнет…
Павел Брычков, прозаик, член Союза писателей РФ:
– Ни в коем случае. Я не люблю, когда коверкают классику – это признак собственной несостоятельности. Не хочу, чтобы он в наших театрах ставил такие спектакли. Думаю, что Омск обойдется и без Мездрича.
Сергей Денисенко, журналист, писатель:
– На этот вопрос у меня есть несколько вариантов ответа. Первый – я бы с огромным удовольствием позвал Бориса Мездрича в Омск как своего земляка, тем более, что мы учились с ним в одной школе №125. Второй – в наш Академический театр драмы не позвал бы, потому что должность директора пока не является вакантной, а я не хочу, чтобы повторилась ситуация, произошедшая с ТЮЗом год назад. И третий вариант ответа: был бы рад, если бы Бориса Мездрича пригласили возглавить одно из наших «культурных ведомств». А еще лучше – предложить Борису Михайловичу то, о чем мечтает «культурный центр Сибири» под названием город Омск: создать Омскую государственную консерваторию.
Светлана Андрушко, депутат Городского совета I созыва:
– Нет, я бы не пригласила. Если такую «богохульную» оперу показали зрителям, это означает, что Мездрич как директор этого театра не следил за репертуаром и даже не подумал о том, что она может обидеть верующих. Либо у него не осталось ничего «святого» в душе, полностью отсутствует понимание, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ясно одно, что во времена «всеядности» народа Борис пытался просто действовать в угоду времени. Однако в этом и заключается мудрость главы театра – не перейти черту, где кончается нравственность и начинается безнравственность. Поэтому, думаю, он не должен занимать руководящую должность.
«Бизнес-курс» №12 от 8.04.2015 г.