Мастерская «Светелка», что занимается изготовлением эксклюзивных домашних тапочек из натуральной овечьей шерсти в районном поселке Саргатское, где создана и работает, известна мало. Не то что в Якутии или Суздале.
Оксана Канунэн – натура романтическая, не зря учительница литературы. Как многие сельские жители, петь любит:
– Как, бывало, затянем нашу любимую «Вот кто-то с горочки спустился» на три голоса… Мама – технолог швейного производства. Бабушка – мастерица-рукодельница: хоть шерсть прясть, хоть носки фильдеперсовые вывязывать. А то «Валенки» бахнем. Так дело-то и быстрей идет, веселей.
Песня и помогла Оксане приобрести новую профессию, открыть свое дело, когда вдруг оказалась в этом необходимость.
– Все от любви, – считает Оксана, – и хорошее и плохое.
Вот и она пять лет назад влюбилась, захотелось не просто детей учить, тем более, как в той частушке, рассказывает Оксана:
– Сколько можно мучиться:
Я хочу детей учить,
А они не учатся.
Хотелось творить прекрасное, и прямо сейчас. Закончила девушка курсы компьютерных художников. Устроилась в Омскую филармонию.
– Нет, не петь, – смеется «певица», – рисовать афиши.
Первая, как сейчас помнит, была к выступлению Омского народного хора: чуть не полсотни героев, включая медведей, изображенных на плакате, играют в снежки, естественно, все в валенках. Вот тут была закавыка – изобразить 50 пар разных, но одинаково красивых, ярких, расписных пимов. Сумела. Афиша получила одобрение зрителя и худрука. Оксана уволилась – начавшаяся семейная жизнь к красоте располагала все меньше – слишком много у молодых возникло бытовых вопросов, в том числе и с жильем. Пришлось оставить город и перебраться на родину Оксаны, в районный поселок Саргатское. Муж, электрик по образованию, работу нашел быстро.
– Не сказать что прибыльную, да где тут, в селе, привередничать, да еще молодым, – рассказывает Евгений.
Оксана осталась без дела – филармоний в селе нет, из очагов культуры лишь ДК да библиотека – там своих художников хватает, доморощенных и совмещающих с кучей других должностей. Учителей в школе переизбыток – оптимизация: сократили бездетных, пенсионеров, недавно устроившихся. Встала на биржу, ходила на отметку каждую неделю с самой дальней улицы села, где и жила только созданная семья с родителями невесты. Зимой улицу заметает так, что пройти можно только в валенках. Придумала расшить их цветными нитками, чтоб не так грустно было надевать, а потом и бизнес изобрела. Валяльно-войлочный. Как сама называет, производство инновационных валенок.
– А что, – усмехается хозяйка мануфактуры, – планы были очень красивые. Сырье дешевое: шерсть овечья летом у фермеров оптом по 5-10 рублей за килограмм. Со стартовым капиталом биржа помогла, на оборудование: 200 тысяч господдержки хватило как раз на сушильный шкаф да чесальную машину. Осталось науку постичь. По книжкам и интернету технологию изучили, нужна была практика. Ближайшего мастера-пимоката, работающего по старинке, без всяких химикатов и прочего, нашли только за Уралом, туда и рванули с мужем. Неделю жили прямо в цеху, где и работали, осваивая секреты мастерства. Уже прощаясь, владелец цеха, он же главный мастер, человек весьма пожилой, подарил им рубель – ребристую скалку, без которой валяное изделие не скатать – на ней шерсть прокатывается и уплотняется. Теперь рубель, которому больше ста лет, – гордость предприятия, мастерской «Светелка», которую в 2010-м открыла Оксана. Наряду с ее изделиями. Наименований производимого товара немного, но выбор огромен. Расписные домашние войлочные тапочки: Анютины глазки, Рябинки, Сакура, Гжель, Мак, Подсолнух и много еще чего, что приятно женскому глазу. Не уступают в разнообразии и мужские тапки: хаки, тапки-танки, яичница, ботфорты и т.д. Детские с мультяшками и зверятами – на любой вкус. Есть тут и элегантные валеночки, правда, только домашние. Настоящих сибирских, в которых к милому ходить, нет.
– Производить вручную валенки дорого и долго. На один пим потребуется килограмм шерсти, а то и больше, и целый рабочий день одного человека, за это же время можно сделать 3-5 пар тапочек с затратами 140-160 грамм шерсти на пару. Да и вышли валенки уже из моды – спроса на них нет особого. Только бабушки и носят, лет по 10 одни и те же. Снег теперь чистят. Вот тапочки хорошо берут: и подарок красивый, и для здоровья полезно, – рассказывает предприниматель с пятилетним стажем. – Наши тапочки лечат радикулит, артроз, успокаивают нервную систему, являются профилактикой грибковых заболеваний ног. На себе испытано, а двухлетний сын Никита их просто не снимает. В детский сад и то пришлось унести пару.
Собственно, с появлением Никиты и пришлось слегка приостановить бизнес.
– Кризис тут ни при чем. Все дело в производстве да реализации, отсюда и доходы, – рассказывает Оксана. – Когда только начинали, спрос был большой. Благодаря рекламе в интернете. Я вообще считаю, интернет – двигатель прогресса, кто не во всемирной сети, тот и не в бизнесе. Иногда трубку телефонную специально не поднимала, знала – новый заказ, а нам его не осилить – людей-то нет. Набирали, кого могли: и с биржи трудоустраивали, и так, знакомых, родственников. Никто работать с грязной шерстью, которую надо мыть, чесать, сушить, красить, не хотел. Кое-как собрали народ – 10 человек вместе со мной и мужем, и началось: то заболел, то запил – поставка сорвана, клиент ушел. А заказы были оптовые – 30-40 пар из Якутии, Суздаля, Новосибирска. Теперь их нет. Местные нашу продукцию не покупают, да мы уже и не предлагаем. Тапочки наши, многие из которых эксклюзивные, стоят от 600 рублей и выше, а кто из местных может себе такое позволить? Только китайские за 100 рублей, и то в день зарплаты.
Коммунальные услуги за гараж, что арендовали, оплачивать стало не по силам, перебрались в сарай. Из всех благ цивилизации – только печка-буржуйка, что безостановочно топится, иначе замерзнешь – не приспособлен сенник под цех.
– Впрочем, помещения, что предлагали нам в райцентре в аренду, не лучше, зато условия жестче – не сорить, не шуметь и прочее, – рассказывает Оксана.
– У нас же как, – продолжает Евгений, муж хозяйки производства, – лучше помещение под магазин сдать – и спокойнее, и прибыльнее, чем под производство какое: чего рисковать – вдруг загнется. А вот больше бы производили, чем перекупали, и кризисов бы не было. Наша местная власть могла бы поддержать, сколько раз просили – не то, что нас – любого производителя, кто работать хочет.
Канунэны хотят, потому придумали антикризисный план по подъему производства – участие в выставках, рекламных компаниях, одним словом, поиск торговых площадок, разнообразие товара и непрерывный процесс изготовления.
– Мы раньше работали от заказа, – рассказывает Евгений. – Есть заказ – работаем, нет – курим. Сейчас, когда с женой вдвоем остались, работать будем всегда, даже летом, когда спроса на тапочки-валеночки нет вообще, чтобы когда заказы повалят, нам было чем на них отвечать.
– А заказы обязательно будут, – говорит директор компании. – Товар у нас отличный: качество супер, размеры, расцветки, богатый декор – на самый взыскательный вкус! Можем изготовить изделие и по вашему эскизу! Да и работать на чужую мечту я больше не хочу – хочу на свою. А она у меня есть. Могу озвучить пока только промежуточную – чтоб продукцию нашу покупали. Уйду с рынка, когда захочу, а не когда проблемы одолеют. Нашим дедам наверняка тоже тяжело было, а не бросали свое дело, и я не брошу.
Юлия Лещинская
Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод».
Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.
«Бизнес-курс» №16 от 6.05.2015 г.