Фонд «Мечте навстречу» неоднократно назывался главным спонсором фестиваля кинодебютов «Движение». Однако даже по прошествии двух недель с закрытия фестиваля БК55 не удалось выяснить, сколько на самом деле вложил фонд Андрея Голушко и где он эти деньги взял.
Единственный раз финансовой изнанки третьего фестиваля кинодебютов «Движение» публично коснулась на пресс-конференции его генеральный продюсер Полина Зуева. По её словам, 5 миллионов рублей в бюджет фестиваля вложила Омская область, 15 миллионов - федеральный центр и столько же - фонд «Мечте навстречу». Пытаясь уточнить эту информацию, а также узнать, кто конкретно пожертвовал фонду деньги «на кино», мы обращались и в пресс-службу фестиваля, и к директору БФ «Мечте навстречу» Татьяне Вижевитовой.
Устно на вопросы в пресс-службе отвечать отказались, попросив прислать письменный запрос, но в итоге проигнорировали и его.
Татьяна Вижевитова в принципе отвечать не отказывается, но постоянно оттягивает ответ, заявляя, что она «все еще считает». В частности, по словам Татьяны Анатольевны, не до конца решен вопрос - нужно ли платить еще что-то приезжавшим московским звездам или нет. Также директор фонда ссылается на то, что кое-кто из жертвователей категорически не хочет раскрывать свою личность, и теперь юристы якобы обзванивают остальных с вопросом, можно ли их называть. В общем, пока единственная озвученная ею конкретная деталь - «Мечте навстречу» вложил в фестиваль примерно на три миллиона меньше, чем говорила г-жа Зуева - 12 миллионов рублей.
Надеемся, что г-жа Вижевитова все же наконец все посчитает и назовет окончательную цифру, но на данный момент можно констатировать - работа фонда непрозрачна. Достаточно сравнить на сайте «Мечте навстречу» список реализованных и реализуемых проектов - длинный, с картинками - с предельной лаконичностью раздела «Благодарности», содержащего одно-единственное предложение - «Выражаем благодарность нашим партнерам и благотворителям».
Да, мы знаем, что некоторые меценаты действительно, как заявляла г-жа Вижевитова, предпочитают сохранять анонимность. Но далеко не все. И большинство благотворительных фондов, как правило, стараются давать как можно больше информации о пожертвованиях и их расходовании - люди, видя такую открытость, больше доверяют фонду и, соответственно, больше ему жертвуют.
По незнанию, конечно, можно было бы предположить, что на самом деле сенатор Андрей Голушко через свой фонд платит за все сам, благо в бизнесе успел заработать приличное состояние. Но осведомленные люди считают, что реальная ситуация, скорее, обратная. Кстати, один-единственный раз Андрей Иванович называл имена бизнесменов, пожертвовавших по его просьбе средства на один из самых громких и пышных проектов фонда - «Фестиваль российского искусства в Каннах». Напомним, это был глава «Алкогольной Сибирской группы» Андрей Стрелец, рантье Сергей Сорока и Александр Шенкман, на тот момент бывший президентом ГК «Росводоканал», в которую входит и ОАО «ОмскВодоканал». Кстати, инсайдеры говорят, что среди пока неизвестных широкой публике меценатов «Движения» «Водоканал» тоже был. А еще, напомним, «ОмскВодоканал» содержит в значительной мере медиахолдинг г-на Голушко. Формально омский водопроводный монополист платит за рекламные услуги. Но, поскольку никакой рекламы «Водоканала» на страницах изданий Голушко не видно, можно предположить, что это плата за какие-то другие услуги. Например, лоббистские - лично от сенатора. И, возможно, по такой же схеме обстоит дело и с другими (не будем утверждать, что со всеми) секретными жертвователями фонда «Мечте навстречу».
В рубрике «Версия недели» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.