Как можно поддерживать малый бизнес, о чем неустанно говорят власти, и при этом не ограничивать растущие аппетиты федеральных торговых сетей? Наш издательский дом проводит рекламную кампанию молочных продуктов «Лужайкино». Потребители звонят и спрашивают: «Почему это омское молоко нельзя купить в «Ашане», «Магните», «Нашем магазине»? Ограничение в работе крупных торговых сетей - решение, которое лежит на поверхности. Не пытаясь обуздать сетевиков, невозможно создать альтернативу для малого бизнеса, как торгового, так и производственного. Как решить эту проблему в Омске?
Албэна Парий,
коммерческий директор ЗАО «Русь» (птицефабрика Азovo):
– Нет смысла обуздывать сетевиков: это сделают рынок и сам потребитель. Задача производителя – найти баланс, выбирая, с какой сетью работать. Если продукция успешна на рынке – любая сеть будет готова прислушиваться к вашим требованиям. Да, в ряде сетей достаточно жесткие условия. Но с ростом доли сетевого ритейла будет ужесточаться конкуренция в самом сегменте, и здесь уже сети будут сами вынуждены искать пути снижения своих затрат и дополнительной прибыли. За последние три года некоторые сети сами инициировали снижение своих бонусов, а есть и те, которые вообще от них отказались. Например, сеть «Магнит» давно уже ввела тендерную систему закупа основных продуктов, никаких ограничений для поставщиков нет.
Димитрий Галаванов,
депутат ЗСОО, председатель совета директоров ЗАО «МПК «Компур»:
– Законодательство по ограничению монополии федеральных сетей не работает, а на местном уровне влиять на руководство практически невозможно. Региональные власти должны максимально способствовать развитию альтернативных местных торговых предприятий и площадок, доступных всему спектру сельхозпроизводителей. В любом случае количество полок в рознице ограничено, и размещение нового производителя – это, как правило, вывод старого.
Сергей Калинин,
депутат ЗСОО, совладелец завода «МилкОм»:
– Проблема с сетями существует у всех производителей, особенно при вхождении на рынок. Мы с этим сталкивались. Процедура вхождения в сеть во многих компаниях очень сложная и бюрократизированная, длится месяцами, а то и годами. Другая проблема – условия, которые диктуют в договорах сетевики. Это, как правило, односторонние штрафы. Если крупные производители умеют выбивать себе более-менее равноправные условия, мелким противостоять очень сложно. Думаю, это могло бы быть закреплено на федеральном уровне. Еще одна проблема – сроки расчетов. Сегодня они прописаны законодательно, но часто нарушаются, а наказания со стороны крупных сетей тоже односторонние: за недопоставку ты можешь заплатить 20 процентов, а за просрочку взыскать через суд ставку Центробанка, при этом потеряв контракт. Справедливо было бы прописать равноправность всех сторон договора.
Борис Наумов,
директор компании «ЕрмакЗалогСервис»:
– Думаю, загвоздка в том, что министерства, которые касаются этих вопросов, по большому счету плохо владеют реальной обстановкой хозяйствующих субъектов и не вмешиваются. Для того чтобы исправлять что-то, надо для начала создать систему: что можно тем, другим, как производителям взаимодействовать с представителями этих структур. У сетевиков действительно очень неудобные условия. Расчеты за продукцию идут только через 60-90 дней. Иметь дело с сетями региональным промышленникам в целом очень рискованно. Работать неудобно. Если «голова» в Петербурге или в Москве, все растягивается на месяцы. Поэтому свою продукцию реализуем на открытом рынке.
Александр Копейкин,
коммерческий директор компании Spring:
– Неправильно, когда власти влияют на бизнес. Каждый должен заниматься своим делом. У власти и так много проблем, которые необходимо решать, а на рынке должна быть конкуренция, которая делает нас, производителей, только сильнее. На переговорах с одной крупной федеральной сетью нам сообщили, что во многих регионах, за исключением Омска, власти оказывают свое влияние, настойчиво рекомендуя работать с местными производителями. Считаю, первым делом необходимо представить свой продукт в розничных торговых точках, только тогда сетевые игроки обратят на вас внимание. Ни один крупный ритейлер не будет заключать договор с производителем, продукцию которого трудно найти на прилавках других магазинов.
Арсен Пономарев,
директор ООО «НоваТор»:
– На мой взгляд, проблема экспансии федеральных сетей искусственно раздувается, необходимости регулировать рынок нет. Степень концентрации розничного рынка в Омске еще очень далека от западных стран. Надо только шевелить мозгами, учиться у конкурентов, перенимать передовой опыт, а не ныть. Искусственное ограничение экспансии может привести только к снижению конкуренции и, следовательно, к росту цен. Как это ни парадоксально, но помочь малому бизнесу можно еще и через резкое повышение налогов на недвижимость: это вынудит собственников или задешево с ней расставаться или резко снижать арендную плату на невостребованные помещения.
Валерий Кокорин,
депутат Горсовета, генеральный директор компании «АСК»:
– Сети – это страшное дело. Когда начинает работать крупный сетевой магазин, вокруг все пустеет, прекращают работать мелкие лавочники, магазинчики, фермеры. Им невозможно конкурировать с сетями. У фермера есть свежий, качественный продукт, он подороже, а в сетях часто что-то перемороженное хранится несколько лет – но его продают по дешевке. В нашей стране проблема возникла лет 18 назад. Тогда нужно было принимать законодательные акты на федеральном уровне по ограничению вхождения сетей, их размещению – такая практика есть во многих странах. В свое время Манякин заставил город построить рынки, чтобы туда привозили из села дешевую продукцию, но прошлая городская администрация большинство рынков распродала. Сейчас у местной власти очень мало возможностей что-то изменить. Но они могут проводить больше губернских ярмарок, продвигать сельхозпродукцию, предоставлять фермерам места в магазинах «у дома».
Евгений Аронов,
депутат Горсовета, председатель совета директоров ОАО «Хлебодар»:
– Закон о торговле должен все это регулировать, но на самом деле он не работает. Мне кажется, что изменения должны вноситься на уровне регионального и федерального законодательства. Наш опыт таков: если с «Магнитом» у нас давние отношения, то с «Ашаном» долго обсуждали проект договора, стали поставлять продукцию, но нас не устроили заказываемые объемы, поэтому мы разорвали отношения. Сейчас мы снова решили возобновить с ними контакт. Помимо прочего они сами проводят внутренний производственный аудит, причем за наш счет. Проводят свою сертификацию продукции и сами дают оценку: может ли она быть на их прилавках. У мелких производителей могут быть в этом трудности: не каждый может оплатить такой аудит и, честно говоря, не каждый может соответствовать аудиту.
«Бизнес-курс» №20 от 03.06.2015г.