Новости. Омск
bk55.ru

Фермеры Дедовы: «Помощи от властей нам не надо - лишь бы не мешали»

06-06-2015 03:00:50

Вот уже семь лет Сергей и Светлана Дедовы из Калачинска разводят довольно редких для омского региона альпийских коз. Со временем необычные домашние питомцы стали не только кормильцами семьи, но и вполне приличным источником дохода.

– Мы держали разную скотину: коров, гусей, индоуток, кроликов, но однажды пришли к выводу, что для нас удобней всего содержать коз. Ведь, как известно, коза – это коровка бедных и старых. Одну козу содержать сможет любой человек. Это не корова, на которую нужно три тонны сена и телега соломы. Козе полтонны сена на всю зиму хватит. Но кроме этого, она с удовольствием поедает веточный корм, овощи, остатки фруктов, овес и другие зерновые. Мы постоянно ездим в лес, косим траву, заготавливаем березовые и осиновые веники на зиму, а еще козы очень любят талу. Зимой веники хорошо выручают. Это полезная и вкусная добавка к зимнему рациону. Одного веника в неделю козе достаточно.

– Как пришли к разведению именно альпийской породы?

– Вообще козами мы занимаемся уже 17 лет. Информации по содержанию и разведению было очень мало, книг и тем более специализированных сайтов в интернете тогда еще не было. Собирали знания по крупицам и учились на собственном опыте. Сначала держали зааненскую породу коз, но потом, приобретя определенный опыт и знания, в 1998 году решили перейти на альпийскую породу. У нее более вкусное и сладкое молочко, да и внешне они нам больше нравились. Очень красивые козы по окрасу и экстерьеру, радуют глаз. Довольно долго безрезультатно искали по области, а потом случайно наткнулись на объявление: в Омске продается альпийская коза. Сразу же туда поехали. Коза была привезена из Сургута, из известного тогда хозяйства Язовых. Хозяйка выставила цену в 15 тысяч рублей. Для 2008 года это были достаточно большие деньги, пришлось семейный бюджет серьезно поднапрячь. Зарплаты тогда были 8-9 тысяч в месяц. Так у нас и появилась первая альпийская козочка Багира, с нее все и началось. Потом купили козлика. Постепенно альпийские козы полностью вытеснили зааненских.

– Сколько же коз у вас сегодня?

– Мы не считаем. (Смеются.) Больше двадцати вместе с ­молодняком, но дойных из них сейчас всего шесть. Количество голов ограничено размерами наших сараев. У каждой козы есть своя отдельная клетка. Количество дойных коз, бывает, доходит до десяти. Мы стараемся работать над улучшением качества нашего стада. Ведем селекцию на доступном нам уровне, приобретая в разных регионах России элитный материал. Происходит постоянная ротация: одни рождаются, вырастают, размножаются, часть маток и молодняка продаем, новых покупаем, и так каждый год по кругу.

Кстати, наши козочки и козлики сейчас живут и радуют своих хозяев в Новосибирской, Красноярской, Иркутской, Тюменской, Челябинской областях, в Казахстане.

– Чем ценно козье молоко?

– Когда мы впервые попробовали козье молоко, оказалось, что оно значительно отличается от коровьего. Оно более вкусное, даже сладенькое, так как более жирное, без запаха. Имеет от 4,5 до 6% жирности. Гипоаллергенное и лечит от многих болезней, таких как астма, колиты, язва желудка. Его можно употреблять и в пожилом возрасте. Козье молоко приравнивается к женскому и способно его заменить. Оно PH-нейтрально, убивает бактерии, им даже можно обрабатывать раны. Одна коза в среднем дает 4-6 литров молока в сутки. От поголовья у нас выходит по 20-25 литров в день.

– Как реализуете свою продукцию?

– Это главная проблема любого производителя козьего молока. Мы знаем фермеров, которые покупали достаточно большое поголовье, а пристроить продукцию не могли. Еще одна сложность заключается в том, что на козье молоко нет ГОСТа, только ТУ. Поначалу и мы испытывали сложности с реализацией. Клиентов нарабатывали годами, с большим трудом: рекламировали, пропагандировали ценность козьего молока, ­ездили по городу и предлагали людям бесплатно пробовать. Потихоньку-помаленьку сложился круг постоянных покупателей, людей, понимающих ценность и полезность натуральных продуктов. А еще из молока мы научились делать сыры и биойогурты.

– Сколько стоит ваша продукция?

– Литр козьего молока мы продаем за 90 рублей, биойогурт – по 100 рублей за литр, а сыр – по 500 рублей за кило. Для производства биойогурта специально выписываем по интернету чешские и немецкие закваски. Технология производства достаточно трудоемкая, сложная и энергозатратная, поэтому и стоит он дороже. Ради интереса сравнивали наш йогурт с теми, что продаются в магазинах. У наших другой, более насыщенный вкус. Наши покупатели, конечно, в основном люди с достатком, заботящиеся о своем здоровье и долголетии. Непритязательный человек купит непонятную жидкость в магазине в пакете за 20-25 рублей и будет считать, что пьет молоко, а на самом деле разбавленный водой порошок. Ведь посмотрите, в области практически не осталось ­молочного производства. У нас в районе раньше в каждом совхозе или колхозе были сотни и тысячи голов КРС, а ныне только развалины ферм напоминают об этом. Кроме этого частный сектор в деревнях давал немало молочной продукции. Жить в деревне и не держать корову – это был нонсенс! Еще десять лет назад мимо нашей улицы на окраине Калачинска гоняли стадо около 200 голов, а сейчас ни одной коровы не гоняют... Но все прилавки полны молока! Откуда оно берется, с неба падает? Тот, кто знает ответ и ценит свое здоровье, и является нашим покупателем. Единственно радует, что сейчас некоторые тоже стали держать коз на молочко для себя.

– Подсобное хозяйство на сегодняшний день является вашим единственным источником дохода?

– Практически да, у мужа небольшая пенсия еще. В день мы реализуем продукции примерно на 1000 рублей. Таким образом, ежемесячный доход составляет порядка 30 тысяч рублей. По весне, когда мы продаем козлят по 10-15 тысяч за голову, мы имеем порядка 150 тысяч рублей от продажи. Но это не чистая прибыль: нужно ведь и вкладывать в наших козочек. Обу­страиваем быт, дважды в год проводим ветеринарную обработку, сдаем кровь на анализ, ставим все необходимые прививки. Очень строго следим за этим. Кроме того, регулярно обновляем поголовье. Например, недавно из Нижнего Новгорода привезли двух козликов, производителей альпийской и нубийской породы. Вот нубики – это сейчас настоящая экзотика! А из Самары и Тобольска приехали козочки американских кровей. Это тоже затраты, причем немалые, учитывая ценность, расстояние и экзотичность этой породы.

– У вас нет своей торговой точки или магазина?

– Для того чтобы открыть свою точку, нужны большие объемы молока – как минимум голов пятьдесят. У нас нет условий для содержания такого поголовья, все гораздо скромнее. Поэтому либо разво­зим свою продукцию под заказ, либо люди сами приезжают к нам домой. Нам этого вполне достаточно, поскольку сейчас наша продукция пользуется повышенным спросом и быстро раскупается. Нас спасает то, что мы живем в городе. Например, один наш знакомый козовод, живущий в глубинке Горьковского района, молоко никуда реализовать не может. Хотя он и имеет возможность содержать большое козье стадо.

– А как же сельскохозяйственные выставки, которые как раз-таки и дают возможность презентовать свою продукцию и найти покупателей?

– Однажды нас пригласили принять участие в выставке «АГРО-Омск». Мы приехали, привезли с собой двух козочек и козлят. Но, к сожалению, видимо, из-за недостатка средств, ­организаторами не были подготовлены нормальные условия для содержания и ­показа ­животных. Пришлось самим ремонтировать порядком обветшавший загон. Да и оказались мы с нашими козочками на отшибе, в самом дальнем углу выставки. Многие посетители до нас просто не дошли. Видимо, новые образцы сельхозтехники более важны, чем молочные козы. Но мы не расстраиваемся, главное – получилось засветиться и порадовать нашими животными посетителей с детьми.

– Региональные власти активно рекламируют всевозможные программы, направленные на развитие АПК и ЛПХ в частности. Вы принимаете в них участие?

– Безусловно, мы о них слышали и даже пробовали в них поучаствовать. Но, к сожалению, на деле все оказалось не так радужно, как об этом рассказывают. Я девять лет проработала в администрации Калачинска, и год назад ­меня ­сократили. В Службе занятости мне предложили 135 тысяч рублей на открытие своего дела. Не такие уж и великие деньги по нынешним временам. На них, пожалуй, можно было бы купить пару породистых нубийских козочек. Но чтобы получить даже эту сумму, нужно зарегистрировать свое ИП, зарегистрироваться в страховой компании и в пенсионном фонде, нанять человека, платить ему зарплату и постоянно перед всеми этими структурами отчитываться и делать туда отчисления. Слишком сложно и времязатратно. Оно нам надо? Мы огород не успеваем толком посадить. Рассчитывать на кредитную помощь для сельхозпроизводителей от банков? Залезать в денежное ярмо? Не каждый нормальный фермер на это сейчас решится. В частности, в Россельхозбанке кредиты ­выдают под 31 процент (по состоянию на конец 2014 года - прим. ред.). Правда, ставку рефинансирования потом вроде возвращают, но все равно, 31 процент – это же ужас! Мы же не в вакууме живем, в интернете информацию можно получить любую. В той же толерантной Европе процентная ставка по кредитам составляет максимум 4-5 процентов. Вот так о нас заботятся и помогают. Ненормально все это. Поэтому нам не нужно никакой помощи от власти, никаких кредитов, никаких рассрочек. Дайте нам возможность просто спокойно работать. Пока есть силы – себе сами на хлеб заработаем.

Текст: Марина Мисявичене. Фото: Максим Самылкин

Материалы рубрики «Аграрный сектор» публикуются в журнале «Бизнес-курс» и на сайте БК55 при финансовой и организационной поддержке ООО «Омсктехуглерод». Мнение респондента может не совпадать с позицией редакции и спонсора рубрики.

«Бизнес-курс» №20 от 03.06.2015г.

Сетевое издание БК55

Свидетельство: ЭЛ № ФС 77-60277 выдано 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич

CopyRight © 2008-2014 БК55
Все права защищены.

При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка
на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте. Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru

Редакция сайта:
г.Омск, ул. Декабристов, 45/1, 2 этаж, тел.: (3812) 399-087
e-mail: bk55@tries55.ru

Рекламный отдел: (3812) 309-089, 309-121
e-mail: rakurs@tries55.ru, pressa@tries55.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru