По сообщениям российских СМИ, власти Забайкальского края и китайская компания «Хуаэ Синьбан» из провинции Чжэцзян подписали заявление о намерениях передать Китаю в аренду 115 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий.
Я был очень рад услышать эту новость. Москва и Пекин давно сотрудничают в области сельского хозяйства, однако пока что у них не было возможности реализовать это сотрудничество в полной мере. Будем надеяться, что теперь наши страны смогут положить начало чему-то новому и создать классический пример кооперации в области современного сельского хозяйства.
Во-первых, этот довольно масштабный проект сотрудничества между китайским сельскохозяйственным предприятием и российскими местными властями. Заявление о намерениях показывает, что обе стороны в равной степени придерживаются идеи взаимной выгоды. Они собираются использовать новейшие агротехнологии и вести современное управление предприятиями.
Во-вторых, тот факт, что российские местные власти выделили китайским предприятиям огромные территории неиспользуемых земель и пастбищ сроком на 49 лет, говорит об идеологическом раскрепощении страны по отношению к Китаю. На протяжении долгого времени в российском обществе бытовали мнения о китайской экономической экспансии и территориальных претензиях КНР к РФ. О том, чтобы отдать Пекину огромную часть неиспользуемых земель, и подумать нельзя было. И то, что Москва сейчас решилась на такой шаг — это большой прогресс. Это значит, что взаимное доверие между Россией и Китаем растет, и обе стороны углубляют знания о преимуществах взаимовыгодного развития. Видно, что они хотят расширять кооперацию в сфере сельского хозяйства, и оно может стать новой перспективной областью их делового сотрудничества.
Пока что страны подписали всего лишь соглашение о намерениях, и нужно время, чтобы заключить настоящий контракт, который будет обладать реальной силой. Многие вопросы нуждаются в детальном прояснении, например, права и обязанности обеих сторон, правовые гарантии исполнения контракта, проектное финансирование и распределение доходов. После заключения соглашения о сотрудничестве необходимо последовательно выполнять все его пункты, и тогда данная инициатива станет беспроигрышной для обеих сторон. Однако они должны приложить большие усилия ради этого. Например, китайским предприятиям необходимо тщательно продумать, как они будут охранять экологическую обстановку в районах освоения, а также как строго соблюдать современные экологические стандарты при применении ядохимикатов и удобрений. Китайская сторона не должна заботиться о прибыли в ущерб устойчивому развитию, и уж тем более нельзя думать, что цель заключается лишь в получении выгоды. К тому же Китай должен подавать другим пример того, как соблюдать российские законы, осуществлять приспособление предприятий к местным условиям, трудиться на благо местных жителей. Без обсуждения и решения данных вопросов может возникнуть угроза для долгосрочного российско-китайского сотрудничества.
Что касается местных российских властей, важнее всего — начать по-настоящему мыслить открыто. Необходимо полностью искоренить абсурдные заявления о том, что «Китай, расширяя сельхозсотрудничество с Россией, на самом деле пытается по-тихому расширяться». Внешнее расширение не совпадает с культурными традициями КНР и тем более с ее политикой по отношению к РФ. Это - провокация враждебных сил, направленная на ухудшение наших отношений с Москвой. Сельскохозяйственное сотрудничество Китая и России не должно быть ничем омрачено.
Также очень важно понять, каким образом стороны собираются решать вопрос о внедрении высококвалифицированных китайских рабочих в Россию. Следует иметь в виду, даже если речь идет об использовании современной техники и оборудования для развития сельского хозяйства, все это довольно трудоемко. Жителей в восточном регионе РФ мало, чувствуется серьезная нехватка рабочей силы. Даже если привлекать ее в большом количестве с европейской части страны, это не только невозможно, но и требует увеличения оплаты труда в несколько раз. Поэтому если не решить юридическим путем вопрос широкомасштабного привлечения китайской рабочей силы, ни о каком долгосрочном сотрудничестве с китайскими сельскохозяйственными предприятиями не может быть и речи. Стороны могут путем двусторонних консультаций создать стандарты управления упорядоченным потоком рабочей силы. Таким образом, проблема беспокойства России по поводу пребывания граждан КНР на ее территории будет решена.
Я верю, что в условиях постоянного роста стратегического доверия между Москвой и Пекином и непрерывного углубления партнерских отношений всестороннего стратегического сотрудничества кооперация между нашими странами в сельскохозяйственной области будет развиваться и принесет нам не только прибыль, но и сможет стать еще одним путем решения мирового продовольственного кризиса.
Ван Хайюнь