Лишь немногие эксперты в этой откровенно прозападной стране, которая вступила в короткую войну с Россией в 2008 году, предполагали, что Кремлю снова удастся укрепить там свои позиции.
Однако теперь, когда Запад перестал поддерживать стремление Грузии вступить в Евросоюз и НАТО, спустя год после конфликта на Украине, пророссийские настроения в этой стране снова начали расти.
Лидеры этой бывшей советской республики предупреждают о том, что Россия все еще может взять верх в том случае, если Грузию не примут в западные клубы. Не желая провоцировать Россию, западные политики прекратили все разговоры о дальнейшем расширении НАТО и Евросоюза на восток в ближайшем будущем. Между тем Россия заполнила образовавшийся вакуум и увеличила свое присутствие, открыв грузиноязычные филиалы своих государственных информационных агентств и увеличив инвестиции в энергетический и другие ключевые секторы.
Подобные изменения происходят и в других бывших странах Восточного блока, оказавшихся между Россией и Западом, которые столкнулись в упорной борьбе, очень напоминающей холодную войну.
«Стабильность и безопасность невозможно сохранять в рамках этой парадигмы — в рамках парадигмы, согласно которой Россия имеет особые права на другие страны», — сказал президент Грузии Георгий Маргвелашвили в ходе интервью, которое он дал в своем президентском дворце в Тбилиси. Перед дворцом развевается сине-золотой флаг Евросоюза, который украшает большинство правительственных зданий в Грузии и служит эмблемой устремлений этой страны.
По его словам, «Россия работает очень активно не только в Грузии, но и по всему миру», чтобы расширить свое влияние. Несмотря на растущее присутствие России, Грузия решительно настроена добиться вступления в НАТО и Евросоюз. Чтобы доказать свою решимость, за последние несколько лет Грузия отправила в Афганистан больше своих солдат, которые сражались вместе с военнослужащими США, чем большинство стран, которые уже являются членами НАТО.
Причина текущего конфликта между Россией и Западом заключается в том, что Евросоюз предложил Украине более тесные отношения, а президент России Владимир Путин слишком резко на это отреагировал. Членство Украины в Евросоюзе всегда было маловероятным — и оно стало практически невозможным в результате вооруженного конфликта, в котором, по оценкам ООН, уже погибли более 6 400 человек.
На саммите в мае лидеры Евросоюза спорили о том, стоит ли вообще давать Грузии, Украине и Молдове возможность претендовать на членство в Евросоюзе, в который они стремятся вступить. В результате европейские лидеры решили этого не делать. Более того, они отложили сроки реализации их планов по смягчению визового режима для туристов из Грузии, что стало огромным разочарованием для грузинских властей. По словам дипломатов, такая осторожность Евросоюза объясняется его нежеланием спровоцировать резко негативную реакцию со стороны России.
Канцлер Германии Ангела Меркель, которая ранее взяла на себя функции контактного лица в переговорах с Путиным, отвергла возможность расширения Евросоюза. То же самое сделал президент Обама.
«Ни Украина, ни Грузия в настоящее время не находятся на пути к членству в НАТО. И пока нет никаких непосредственных планов по расширению НАТО», — заявил Обама в прошлом году.
В настоящий момент поддержка пророссийских политиков в Молдове и Грузии растет, в то время как Украина настолько занята конфликтом, что ей не удалось добиться практически никакого прогресса в проведении реформ, необходимых для интеграции с Западом. Армения, четвертая бывшая советская республика, которая вела переговоры с Евросоюзом по вопросу о заключении торгового соглашения, в прошлом году отказалась от обсуждений, присоединившись к российскому лагерю.
Многие здесь говорят, что Россия умело обошла Запад.
«Русские работают, чтобы доминировать в этой части мира. Они рассчитывают, они планируют, и они знают этот регион гораздо лучше, чем европейцы и американцы», — сказал Тедо Джапаридзе, председатель Комитета по международным отношениям парламента Грузии.
США пытались предпринять некоторые утешительные меры. В мае американские военнослужащие провели учения совместно с грузинскими солдатами, а лидеры Грузии продолжают с оптимизмом заявлять о прочности своих западных устремлений.
«У нас нет времени на разочарования, — сказал государственный министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Давид Бакрадзе. — Наши стремления остаются неизменными».
Между тем, некоторые грузины ощущают, что они отдают Америке больше, чем получают. Некоторые из них проливали кровь в изнурительных боевых действиях в Афганистане, куда Грузия отправила больше своих солдат, чем многие члены НАТО, несмотря на то, что она пока не входит в состав этого альянса.
«Все больше и больше грузин чувствуют, что они не получили от Запада ничего существенного, — сказала известная грузинская журналистка Шорена Шавердашвили. — Мы не стали больше любить Путина и Россию. Просто пришло осознание того, что мы остались один на один с Россией, и мы должны как-то с этим жить».
Отвергнутая Западом, Грузия начинает искать поддержку в другом месте. Согласно результатам опроса, проведенного Национальным демократическим институтом, уровень поддержки подписания торгового соглашения с Евросоюзом в апреле составил 68% — перед началом кризиса на Украине она составляла 80%. Между тем поддержка вступления Грузии в Евразийский экономический союз под руководством России выросла до 31%.
Отчасти такие перемены внутри Грузии объясняются уходом президента Михаила Саакашвили, юриста, получившего образование на Западе, который правил страной в течение 10 лет начиная с 2003 года. Будучи крайне антироссийским и близким к США лидером, Саакашвили редко упускал шанс выступить против Кремля. Крупнейший конфликт произошел в августе 2008 года, когда грузинские солдаты напали на российских солдат, которые в большом количестве прибыли на сепаратистские территории Грузии.
Последовавшая за этим пятидневная война уничтожила армию Грузии и привела к тому, что Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии. К 2012 году многие грузины уже были готовы сделать своим лидером богатого соотечественника Бидзину Иванишвили, который обещал улучшить отношения с Россией, сохранив при этом связи с Западом.
Грузия очень быстро ощутила выгоду от этого шага. В 2013 году Россия сняла запрет на импорт грузинского вина, и объемы торговли начали стремительно расти.
«Мы хотим сказать тем людям, которые хотят нам помочь: прекратите мешать России», — сказал Джемал Велиашвили, владелец магазина семян и удобрений в винодельческом регионе Грузии Кахетия, находящемся на границе с Россией. По его словам, его бизнес вырос в три раза, после того как запрет был снят.
Несмотря на то что дипломатические отношения с Кремлем остаются напряженными, присутствие России в Грузии укрепляется. В июне российское информационное агентство «Спутник» открыло в Грузии свои новые офисы и начало свое вещание там на грузинском и русском языках.
«Грузия должна сохранить нейтралитет, и она должна быть свободной в военном плане», — сказал Арчил Чкоидзе, лидер коалиции «Евразийский выбор — Грузия», коалиции пророссийских групп, которые насчитывают около 16 тысяч членов.
Пока даже некоторые из наиболее убежденных прозападных политиков Грузии говорят о том, что они очень надеются в конечном итоге достичь своих целей, но при этом не ожидают многого от своих партнеров.
«Никто не говорил нам, что будет легко», — сказал Ираклий Аласания, лидер оппозиционной партии «Свободные демократы». По его словам, Аласания занимал пост министра обороны вплоть до ноября, когда он был отстранен за то, что придерживался слишком прозападных позиций. По его мнению, возможность вступления Грузии в НАТО «откроется только после ухода Путина».
А Путин, как ожидается, будет править Россией по крайней мере до 2024.
Майкл Бирнбаум