В решении транспортной проблемы города-миллионника мэрия Омска скатилась до примитивной постановки вопроса в телеэфире: «нужно ли сохранять муницип. транспорт?»...
Видимо, эту набившую оскомину уже не одному поколению горожан тему пытались в передаче «Наш Омск» на телеканале «Россия» по-быстрому «разрулить» мэр Омска Вячеслав Двораковский и журналист-ведущий. Я не случайно в начале данной публикации поставил слово «видимо».
Пациент «ни жив, ни мертв»
Сам, будучи активным пассажиром (до 8-10 поездок в день), я не увидел в местном телеэфире ни серьезности обсуждения злободневной темы, ни остроты поставленных перед градоначальником вопросов, ни каких-либо внятных рецептов по экстренному спасению «больного», ни хотя бы профессиональных рекомендаций по его выхаживанию и реабилитации. Ведь сама постановка вопроса для интерактивного голосования телезрителей – это нагляднейшее подтверждение тому, что муниципальный транспорт в Омске реально «ни жив, ни мертв», а у «врачей» нет ровным счетом никакого понимания об истории болезни пациента, о диагнозе, не говоря уже о лекарствах или путях выздоровления.
Каков вопрос – таков ответ
Несмотря на очевиднейший ответ, который подтвердили и результаты «голосования» пассажиров-телезрителей («общественный транспорт нужен» в городе-то миллионнике !!!), на остановках омичи продолжают голосовать рублем не в пользу муниципальных автобусов и троллейбусов. И виной тому отнюдь не сравнявшаяся цена за проезд в 18 рублей в маршрутках и у муниципалов, как пытаются нынче убедить народ чиновники. Причина более серьезная – это стратегические просчеты руководства департамента транспорта мэрии Омска по организации работы муниципального подвижного состава, по формированию маршрутной сети, по развитию дорожной инфраструктуры.
Создается стойкое впечатление, что везде, по всем пунктам «возрождения», сплошные прожекты, прогнозы, версии, а на деле – отсутствие какого-либо внятного контроля и учета, хаотичное тасование номеров и направлений, ликвидация рентабельных и востребованных населением маршрутов. Скажу больше, есть консолидированное мнение, что данное подразделение администрации города стало, по сути, проводником политики частного бизнеса в масштабах «муниципального образования города Омска». Мне кажется, что порассуждать в этой плоскости было бы намного полезней и омичам, и руководству города, и нам, журналистам.
Спасение «утопающих»…
О том, как происходит уничтожение муниципального транспорта через связку «чиновники-частники», я уже писал неоднократно (см. Так работает в Омске транспортная мафия http://bk55.ru/news/article/45469, Почему омская полиция покрывает «транспортную мафию»?! http://bk55.ru/news/article/47450 и другие). Как об стену горох.
Конечно, признают «фигуранты» изложенные факты, заверяют, что «проведена работа над ошибками», «виновные наказаны», исправимся, дескать, но на поверку ситуация на городских магистралях и остановках общественного транспорта становится еще хуже.
И в данном случае уже непонятно, для кого и кому излагать новую колоритную фактуру по целенаправленному и циничному уничтожению муниципального транспорта? Пассажиры, те самые рядовые потребители, все это прекрасно видят и ежедневно ощущают на себе и без моего изложения. Чиновникам – им, по ходу, давно уже все поровну. В Омске на этом месте вообще выросла какая-то каста «мальчишей-кибальчишей». Их пытают жители вопросами, подступают к горлу своими проблемами, жгут подметными письмами, бомбардируют администрации жалобами и ультиматумами, окружают резиденции митингами и пикетами, доходит уже до завуалированных угроз жизни и здоровью, а с них… как с гуся вода! Так и слышится сакраментальная возня-шептальня по кабинетам: «нам бы день простоять, да ночь продержаться».
Стучаться до первых лиц города и области? Так те у нас, как метко заметил один из моих собеседников, «пребывают в перманентной борьбе за свое кресло». Объективно нет у них даже физического времени заниматься целой отраслью городского хозяйства. Да еще «на результат».
Возможно, именно этой поверхностности и добиваются всякого рода «советники», «фавориты», «кардиналы», «замы» и «заинтересанты». Поэтому-то любые подступления мэра и губернатора к теме заканчивается громкими фигурами речи и красиво обернутым слоганами для населения. На худой конец сакраментальным вопрошанием: люди, нужен вам транспорт?! Реально же – на дорогах – принципиально ничего не меняется.
Будь я прокурорского чину человек, я бы давно уже возбудился по основаниям «предоставления муниципальных услуг ненадлежащего качества в отношении неопределенного круга лиц», но в адрес конкретных должностных лиц. Фактуры – выше крыши, перспектива – благодарность сотен тысяч горожан. И нынче, и в будущем. Но, «увы» и «ах»: и в этом ведомстве по линии «транспортной мафии» намекают на имеющуюся «кумовскую составляющую» и на уже бросающийся в глаза кадровый голод. Вот и получается, что спасение простаивающих на остановках Омска граждан – дело… их самих. И – частного бизнеса!
Каждому – свое
Пока муниципалитет в очередной раз пытается прикрыть свой непрофессионализм в транспортном вопросе 18-рублевым тарифом и последствиями страшного ДТП с пассажирским автобусом, крупные частные перевозчики продолжают штурмовать карманы пассажиров. Весьма успешно.
Ниже я изложу всего лишь свою версию происходящего: как в Омске убивают городской общественный транспорт. На примере работы вполне конкретного муниципального автобусного маршрута №22 и его оппонентов из числа легального и нелегального бизнеса.
Уже избитая в Омске мысль по этому вопросу гласит, что противопоставлять муниципальный и частный транспорт малой вместимости по одним и тем же маршрутам – это тупик, это стратегическая ошибка. Как уверяют отдельные эксперты, «маршрутные такси» обязаны дополнять общественный транспорт, а никак не конкурировать с ним до изнеможения, как это происходит в нашем городе. В условиях тотальной коррупции, кумовства и чиновничьего дилетантизма специалисты-«дорожники» вполне обоснованно прогнозируют результат этой «здоровой конкуренции» отнюдь не в пользу муниципалов. Сразу скажу, что я не привык дискутировать на отвлеченные темы, поэтому подобные концептуальные аспекты развития муниципального транспорта в г.Омске я оставляю на суд профессионалам и выгодополучателям. Мой конек – конкретные факты и живые люди.
Что одним – выгодно, другим - смерть
Рейсовый автобус №22 всегда пользовался популярностью у граждан, был востребован пассажирами. И когда он был сообщением «ул. Бархатовой – ул. Романенко» и сейчас, когда его продлили до «ост. МСЧ-9».
Помнится, одно время автобусы ходили исправно, как часы. Закономерно, что найти свободное место в салоне было не так-то и просто. Понятно, что выгода было взаимной: пассажиры получали услугу надлежащего качества, пассажирское предприятие поток клиентов, выручку, репутацию.
Но прошло время, и что-то сломалось в исправно функционирующем механизме. «Недостаток подвижного состава у муниципалитета, изношенность парка, нерентабельность», - скажут избитыми фразами чиновники. Если не вдаваться в детали, то так можно обосновать любое ничегонеделание, любые просчеты и любое отсутствие должного учета и контроля. Думаю, что в нашем случае подобные заявления – чистой воды профанация. По-моему видению, заметный для рядового пассажира сбой произошел, когда параллельный маршрут №322 подмяли под себя частные перевозчики под логотипом «АВТОДОР».
А ведь, казалось бы, нехватку транспорта большой вместимости на 22 маршруте закрыли шестью автобусами «Хендай» ИП Измаилова. Машины быстрые, вместительные. Но вот ведь парадокс: пассажиропоток заметным глазу образом переметнулся на «частные газели». От альтернативных машин маршрута №322 нет отбоя, в хорошем для пассажиров смысле этого слова, в основном новые микроавтобусы бороздят Омск с интервалом 3-5 минут. Почти всегда полные. Значит, делаем вывод, выгодно (вопрос - «кому» - мы пока умышленно не затрагиваем).
А нам все равно?
Вполне закономерен в данной ситуации вопрос: а почему так?! Почему усилия одних планомерно вылетают в трубу, а у других оседают в карманах в виде выручки и барышей? Ответят сами пассажиры и водители-кондукторы.
Вот, к примеру, омич Владимир Козлов жалуется, что автобус «Хендай» маршрута №22, следуя с МСЧ-9 в сторону г.Нефтяников, не заехал на конечную «ост. Романенко», высадив пассажиров на объездной дороге. А каково людям, которые остались стоять на улице?!
Скажете мелочь, но даже с точки зрения правил дорожного движения – это серьезнейшее нарушение, это ЧП и скандал. Но не в нашем, не в омском случае! «Проезды мимо» официальных остановок, начало движения не с той «конечной», неожиданное прекращение движения по маршруту стали нормой. Добавим сюда странные поломки, после которых автобусы мило уезжают в неизвестном направлении. Вот и отношение пассажиров к такой «работе муниципального транспорта» становится соответствующим. Негативным, недоброжелательным.
Надежда Сарапулова переехала в Омск из Норильска. Пребывает в шоке от работы нашего пассажирского транспорта:
- Если бы на Севере водители и чиновники позволили себе такую работу, они бы вмиг вылетели с мест без выходного пособия. У нас в Норильске население серьезное, не то, что в Омске, хвосты бы быстро накрутили. Прежде всего мэру. Были инциденты, теперь никто не рискует связываться с работягами.
А у нас навязывать некачественные услуги, трудиться из рук вон плохо – это нормально, привычно. Создается такое впечатление, что в наших людях изничтожен тот порог сопротивления, после которого наступает здоровая ответная реакция организма. Никаких импульсов. Над нами издеваются, измываются, экспериментируют, а нам хоть бы хны. Постояли на остановке часок, поматерились от души, покостерили всех и вся и… заплатили частнику. Кому делаем лучше?
Когда проруха – не на одну старуху
Недовольны такими условиями работы и… работники ПАТП. К примеру, случаи, когда ИПэшный автобус, сорвав свой график движения, пристраивается впереди муниципального автобуса, далеко не единичны (на фото именно тот случай, когда из одного 22-го я фиксирую вторую машину, которая то обгоняет, то отстает от муниципального автобуса). Не исключено, что это хорошо продуманная тактика по снижению пассажиропотока в муниципальной отчетности в определенные дни и в определенное время суток. Безусловно, в интересах частного бизнеса.
Сначала было время - автобусы маршрута №22 ходили на линии гуськом друг за другом, деля пассажиропоток «напополам», затем практически и фактически часть рейсов исчезла из графика движения, например, в утренние часы субботы и воскресенья. Именно тогда, когда масса народа, особенно пожилого возраста, пытаются посетить рынки («Рыбный», «Чкаловский», «Первомайский») и сэкономить несколько десятков рублей на покупке. Дождаться автобуса в интервале движения час – час сорок не каждому под силу. Прежде всего уже по возрасту. Поэтому в итоге едут на маршрутках, себе в убыток. Вот такая «экономия» для стариков по-омски! Что касается транспортных услуг, то здесь доходит до смешного: отдельные смышленые бабушки и дедушки нынче пользуют для перемещения в пределах Омска... пригородные машины «Облавтотранса» (в нашем случае №138 и 136).
А до того, как в выходные дни были сокращены маршруты №22, наблюдалась вот такая картина (это мои личные наблюдения): в переполненных муниципальных автобусах неожиданно прекращалось пробитие транспортных карт. Как раз на участке движения «пос. Чкаловский – ПАТП №1». Только я лично наблюдал не единичный подобный случай. Объяснения кондукторов вполне логичны: кончился заряд у батарейки, барахлит аппарат. Нет, безусловно, льготники, которые высаживались на ООТ «Рыбный рынок», не оплатив проезд, в краткосрочной перспективе были довольны, но рассчитываться за мимолетную выгоду пришлось позже и сторицей: муниципальные маршруты «обоснованно» в эти дни сократили, льготники вынуждены теперь пересесть на частников.
Надеюсь, понятно, что в субботу и воскресенье на линии маршрута №22 теперь безальтернативно хозяйничают машины того самого скандально известного «Автодора». В часы пик. «Газели» (там уже давно «Форды», «Пежо», «Рено», «Мерседесы») движутся буквально гуськом одна за одной, с густо набитыми салонами. За один показательный субботний рейс я насчитал 45 (сорок пять!) пассажиров. Это без учета того, что осталось за кадром моих подсчетов (я зашел-вышел много раньше «конечных») и то, что полноценный рейс составляет круг «туда – обратно». Симптоматично (и закономерно!) из числа рентабельных «вдруг» выпал и востребованный автобусный маршрут №2, который хоть частично подстраховывал 22-ой в плане доступности населению тех же рынков. Понятно, что свято место не осталось в пустоте, на накатанный маршрут тут же заявились частники. «Газельки» №222 сейчас вполне успешно бороздят просторы Омска.
Честное слово, я нисколько не хочу и не имею привычки залазить в чей-то личный карман и там что-то считать, но мне чертовски обидно за наш, общий, бюджет, который сквозит, по заверениям мэрии, чудовищными прорехами, но позволяет себе подобные широкие жесты. В ущерб населению, в ущерб городу, в ущерб муниципальному транспорту, в ущерб нашим детям и внукам.
Авторитет, учет и контроль
Скорее всего, здесь далеко не весь «инструментарий», который позволяет в конкретном случае противостояния «муниципалов» и «частников» склонить чашу весов в пользу последних. Налицо – административные и технологические хитрости, помноженные на знание внутренней чиновничьей кухни. С нужным результатом.
На мой взгляд, рядового потребителя, сегодня динамика провала маршрута №22 перешла и на обычные дни: с 18-30 до 20-00, движение автобусов эпизодическое, случайное. Судя по тому, что в это время регулярно мимо остановок дефилируют машины «Хендай» ИП Измаилова, частники, видимо, нашли между собой общий язык, по-свойски поделив образовавшийся навар от сверхпланового пассажирооборота. Другого объяснения этому я не вижу. Ведь до этого «провала» наблюдался уже известный «навал», когда автобусы маршрута №22 устраивали перегонки друг с другом, «пиля» между собой один и тот же пассажиропоток (на фото - уникальный пример, когда на линии одновременно 3 (три) автобуса №22 - !!!, на другом фото - «догонялки» муниципалов в другую сторону, ООТ «14-я Заозерная»). И опять следуют «оргвыводы», но с корректировкой курса... в интересах частника!
Что имеем в осадке – понятно. Всеми изложенными выше нюансами, мелочами, якобы случайностями, у пассажиров подрывается главное – вера в муниципальный транспорт, в то, что автобус или троллейбус прибудет вовремя, по графику, без задержек, довезет до места назначения, не высадив где-нибудь на полпути. Не скажу ничего нового, мысль избита до чертиков: авторитет зарабатывают годами, а теряют его в мгновение ока. Что и случилось с омским пассажирским муниципальным транспортом.
Основная причина с учетом моих примеров банальна и лежит на поверхности: полное отсутствие контроля и учета в работе муниципалов. Без этого, без данного фундамента, любые преобразования, реформы в этой сфере обречены на провал. Я просто уверен, что дай сейчас городу новые автобусы, задери ему тариф до «обоснованного» – толку от этого все равно НЕ БУДЕТ! Именно поэтому вместо того, чтобы навести у себя в хозяйстве элементарный порядок, чиновники втягивают нас в какие-то непонятные рассуждения на тему, «нужен ли нам муниципальный транспорт или нет». Надеюсь, я выскажу общую мысль горожан: конечно, общественный пассажирский транспорт Омску нужен, но без того бездарного руководства, которое засело нынче в кабинетах соответствующего департамента мэрии.
Все – решаемо!
Грустно, что высшее должностное лицо местного самоуправления никак не возьмет в толк, что справиться с парализовавшей департамент транспорта коррупцией (а по-другому назвать «сдачу» муниципальных маршрутов частникам я не могу) можно только тотальной чисткой аппарата.
Имена и фамилии аффилированных с нелегальными перевозчиками чиновников хорошо известны. Результаты их «труда» – видны. Каждый факт, например, изложенный в данной статье, подтвержден документально и визуально. Вячеслав Викторович, наведите хоть в чем-то в Омске порядок! И население Вам ответит взаимностью. Сделать муниципальный транспорт работоспособным и даже рентабельным – не проблема. Было бы желание и политическая воля. И доверие горожан.
Готов изложить свое видение в следующей публикации, если, конечно, на эту будет какая-то деловая реакция. Пусть даже из недр дептранса.
С уважением, Александр Грасс
* Автор выражает признательность за предоставленные фото и видео материалы группе Общественного контроля
Сетевое издание БК55
Регистрационный номер: ЭЛ № ФС 77-60277 выдан 19.12.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовый коммуникаций (Роскомнадзор)
Учредитель: Сусликов Сергей Сергеевич
При размещении информации с сайта в других источниках гиперссылка на сайт обязательна.
Редакция не всегда разделяет точку зрения блогеров и не несёт ответственности за содержание постов и комментариев на сайте.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции.
Главный редактор - Сусликов Сергей Сергеевич.
email: redactor@bk55.ru
Редакция сайта:
г. Омск, ул. Малая Ивановская, д. 47, тел.: (3812) 667-214
e-mail: bk55@tries55.ru