Для одних домашняя уборка - рутина, а для других - источник заработка и путь развития бизнеса. Почему омичи даже в кризис готовы заказывать уборку за деньги и как выжать доход из губок, перчаток и швабры, рассказал Сергей Богданов, владелец «Первой клининговой компании».
– Все началось примерно пять лет назад, когда мы с приятелем решили открыть компанию по предоставлению клининговых услуг. Бизнес был достаточно успешным, однако со временем мы поняли, что лучше работать по отдельности. Я решил продолжить развиваться в этом направлении, поскольку на тот момент «ниша чистоты» в Омске была почти свободна. Так, почти 2,5 года назад и появилась на свет «Первая клининговая компания».
– Каковы инвестиции и сроки окупаемости?
– Чтобы начать развивать этот бизнес, достаточно 50-70 тысяч рублей. Мне понадобилось 100 тысяч рублей на закупку необходимого инвентаря и бытовой химии. Еще порядка 50 тысяч ушло на создание сайта и выпуск рекламных буклетов и листовок, которые мы распространяли всеми возможными способами. Кроме того, сами обзванивали потенциальных клиентов и предлагали свои услуги. Потом, когда уже позволяет доход, нужно проплатить продвижение сайта, позиционирование компании в том же «Дубль ГИСе», на популярных сайтах, в журналах и так далее. В результате компания вышла на рентабельность всего спустя пять месяцев после открытия и продолжает развиваться. Поэтому нужно обязательно выделять какой-то бюджет для рекламы.
– Что представляет из себя компания сейчас?
– Сегодня мы оказываем широкий спектр клининговых услуг для организаций и частных лиц, в числе которых ежедневная, генеральная и послестроительная уборка помещений различного предназначения, вывоз мусора, уборка снега с кровли, механизированная уборка прилегающей территории от мусора и снега и его утилизация и т.д.
– Но, как следует из информации на вашем сайте, основной акцент вы делаете именно на уборке квартир и коттеджей. Почему?
– Эта услуга всегда довольно востребована. В числе наших клиентов не только хозяева просторных коттеджей, но и обычных квартир. Много заказов от детей, которые хотят навести порядок в квартире пожилых родителей. Часто к нам обращаются навести порядок после ремонта. Ну и, конечно же, индивидуальный подход никто не отменял – мы договариваемся с каждым клиентом.
– Как вы решаете проблему доверия клиентов при уборке квартиры?
– Для обеспечения сохранности ценных вещей клиентов наши сотрудники проходят строгий отбор, с ними регулярно проводится инструктаж. Еще мы стараемся материально замотивировать работника зарплатой, доходящей до 2000 рублей в день, поэтому терять работу и портить свою репутацию просто не имеет смысла. Также в договоре по желанию клиента можно указать ценные вещи, которые есть в помещении, и если при сдаче работы обнаружится пропажа или порча, то мы компенсируем ее стоимость. Наши клиенты могут быть спокойны, у нас не было ни одного случая пропажи или порчи вещей.
– Дозрели ли омичи до регулярного приглашения уборщиков в квартиру или коттедж или это востребовано только в качестве разового крупного заказа?
– Я думаю, даже при сегодняшнем быстром ритме жизни омичи пока не склонны доверить регулярную уборку квартиры или коттеджа клининговой компании, чтобы освободить время и посвятить себя отдыху либо доделать какие-то личные дела. Все-таки генеральная уборка все еще остается семейной традицией! Хотя в действительности любая качественная уборка – это очень трудоемкий процесс, требующий профессионального подхода. У некоторых клиентов жилые помещения бывают в таком состоянии, что не позавидуешь, но мы беремся и за это. Все зависит от дохода семьи: кто-то может себе позволить потратить часть бюджета на уборку, а кто-то экономит и убирается сам. В основном уборку заказывают от случая к случая, до регулярного приглашения еще не дозрели. Постоянные уборки ближе к тем, у кого коммерческая недвижимость, где чистота – часть репутации, имиджа, комфорта. Лично я регулярно приглашаю к себе на генеральную уборку в квартиру и офис, а свободное время посвящаю семье.
– Как вы продвигаете эту «домашнюю» услугу?
– От расклейки объявлений и «холодных» звонков до раздачи листовок на оживленных улицах. И, конечно, всегда приятные скидки либо подарок. Не добивается тот, кто не работает – вот наш девиз. Мы не акцентируем внимание только на генеральной или только на послестроительной уборке. Мы беремся решать любую проблему заказчика. Налаживаем отношения с торговыми сетями. Например, я предложил руководству «Магнита» свои услуги при условии приобрести за свой счет новые поломоечные машины, потому что их постоянно ломались. Я увидел проблему и предложил ее решить. «Обрабатывал» «Магнит» я где-то полгода и все-таки «дожал»: в один месяц мне отдали сразу два гипермаркета на ул. Заозерная и на ул. Химиков. Хотел забрать еще два больших гипермаркета на Московке и на Степанца. Но обслуживающая их клининговая компания, испугавшись конкуренции, в срочном порядке обновила поломоечные машины. Поэтому у руководства пока нет необходимости разрывать с ними сотрудничество. Активно работаем с различными омскими компаниями, многим из которых оказываем клининговые услуги на постоянной основе.
– Как боретесь за клиента?
– Как я уже говорил, прежде всего это индивидуальный подход, ну и адекватная ценовая политика, скидки постоянным клиентам. Мы очень тонко реагируем на ситуацию вокруг. Я считаю, что нужно стараться оказать услугу. Естественно, с прибылью, но иногда бывает и по нулям выходим, но все равно от этого есть какое-то моральное удовлетворение, что потом тебя будут рекомендовать другим. Гарантом качества работы являются рекомендательные письма компаний, отзывы довольных клиентов, а «сарафанный маркетинг» – самый надежный маркетинг из всех.
– Не обходится и без проблем?
– У меня как у предпринимателя в процессе работы особо никаких трудностей не возникает. Основная проблема – кадры. Не так-то легко найти честного, трудолюбивого, ответственного сотрудника. Ведь каждый из них несет товарно-материальную ответственность. Поэтому нужны команда профессионалов и грамотная система материальной мотивации сотрудников на достижение цели.
– Клининговый бизнес в Омске – это выгодно?
– Безусловно, перспектива роста есть. Клининг выгоден, это очень хорошая ниша. Нужно только суметь выйти на определенный масштаб, чтобы он приносил существенный доход. А в этой сфере действительно можно хорошо зарабатывать. Специфика Омска такова, что здесь очень низкая цена. Но если ты делаешь меньше цену, то делай больше объем. Договаривайся с предпринимателем так, чтобы он тебе отдавал сначала один объект, потом несколько, а затем и всю сеть. Начнешь с малого – придешь к большему. Заказчик должен быть уверен в твоем профессионализме, и тогда в один прекрасный момент при определенных условиях можешь рассчитывать на большее количество объектов, что увеличит не только твой опыт и деловую репутацию, но и прибыль. У нас громадные планы – участвовать в тендерах, проводимых на федеральных площадках, чтобы стать региональной сетью. Пока среди возможных вариантов Краснодар, Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург.
Марина Мисявичене
«Бизнес-курс» №35 от 16.09.2015 г.