В тени экологической катастрофы зачастую теряется человеческая история Чернобыля. Ее воплощение - община примерно из 130 женщин в возрасте 70-80 лет, нелегально вернувшихся в родные дома в зоне отчуждения после катастрофы.
26 апреля 1986 года реактор №4 Чернобыльской атомной электростанции взорвался после испытания системы охлаждения. Вспыхнувший пожар длился 10 дней, извергнув в атмосферу в 400 раз больше радиации, чем бомба, сброшенная на Хиросиму.
Сегодня почва, вода и воздух Чернобыля - одни из самых сильно загрязненных на Земле. Реактор находится в центре зоны отчуждения площадью в 1000 квадратных миль с пограничниками по периметру, паспортным контролем и радиационным мониторингом.
Однако в тени экологической катастрофы зачастую теряется человеческая история Чернобыля. Воплощение этой истории - невероятная община примерно из 130 человек, известных как «поселенцы». Они отважно живут в зоне отчуждения, из которой были эвакуированы 116 тысяч человек. В сотрудничестве с Анн Богарт я сняла о них фильм, который будет показан в Лондоне в эти выходные.
Почти все поселенцы - женщины в возрасте за 70 и за 80, нелегально вернувшиеся в родные дома вскоре после катастрофы и с тех пор живущие в ядовитой и одинокой среде.
Одна из героинь фильма, Ганна Заворотняя, рассказала, как пробралась в родную деревню через кусты летом 1986 года. «Застрелите нас и закопайте в могилу, - сказала она солдатам, пытавшимся эвакуировать ее вместе с родственниками. - Иначе мы остаемся».
Почему она решила жить на этой смертоносной земле? Она не знает о рисках или так безумна, что их игнорирует, или и то, и другое? На вопрос о радиации Заворотняя ответила: «Радиация меня не пугает. Голод пугает».
Заворотняя пережила сталинский голодомор, истребивший миллионы украинцев, и нашествие нацистов в 1940-х годах. Когда через несколько десятилетий советского правления произошла чернобыльская авария, многие просто не захотели бежать от невидимого врага.
Поскольку они уже давно вышли из детородного возраста, им разрешили остаться полулегально. Жизнь в среде, зараженной радиоактивными веществами, способствует возникновению осложнений. Все исследователи сообщают, что в Чернобыле заоблачно высокие показатели по раку щитовидной железы. Однако люди, уехавшие из зоны отчуждения, тоже страдают - от тревожности и депрессии, вызванных переселением.
Другие babushki говорят: «Уедешь - и умрешь», «Тем, кто уехал, хуже. Они умирают от горя», «Родина есть Родина. Я никогда не уеду».
Независимо от радиации, этим женщинам недолго осталось жить. Однако то, что они еще живут и тверды духом, показывает, как преображает человека связь с домом и какую силу придает решимость. Они - неожиданный урок ядерной трагедии.
Холли Моррис