На очередном заседании Градостроительного комитета встал ребром вопрос финансирования строительства платных парковок: по мнению депутатов, администрация упускает большую выгоду, передавая прибыльный проект в руки частников.
Вокруг проекта платных парковок депутаты Горсовета кружат на протяжении трех лет, облизываясь, как коты на горшочек сметаны. Многострадальному омскому бюджету здесь действительно есть чем полакомиться: проект может принести в городскую казну миллиарды рублей. А эти средства, в свою очередь, покроют расходы на ремонт омских дорог.
Казалось бы, мэрия засучив рукава должна взяться за организацию платных парковок, однако в администрации данную перспективу насыщения бюджета рассматривают без особого энтузиазма. Для того чтобы птенец встал на крыло и превратился в синюю птицу, из-под крыла которой звонко посыплются золотые монетки, в раскрытый клюв неоперившегося детеныша необходимо вложить 137 миллионов рублей. В мэрии считают, что омский бюджет такие расходы просто «не вывезет». Чиновники намерены реализовать проект за счет привлечения частных инвесторов, готовых вложить свои средства в развитие парковочного пространства. Однако в этом случае в городской казне осядет только 10% от доходов предпринимателей.
Обсуждение темы в очередной раз было включено в повестку заседания комитета Городского совета по вопросам градостроительства, архитектуры и землепользования. Чиновники и депутаты разделились на два лагеря: первые ратовали за передачу отведенных под парковки земельных участков в концессию предпринимателям, вторые упрекали мэрию в том, что она упускает из рук золотую жилу.
Председатель комитета Игорь Антропенко считает, что мэрия сама вставляет палки в колеса муниципального велорикши: «Об этом проекте мы говорим уже три года, но воз и ныне там. Сейчас выясняется, что за этот срок администрация так ничего и не сделала: решила, создание парковок можно переложить на частных операторов. В подавляющем большинстве городов операторами платных парковок являются муниципальные предприятия. Деньги, получаемые за счет парковок, позволяют развивать дорожную инфраструктуру, бороться с пробками и создавать новые парковочные места. Почему в нашем городе администрация делает крен в пользу частных операторов? Почему сама не берется за реализацию этого проекта? Отсутствие денег – единственный озвученный контраргумент. А ведь для того чтобы получить 150 рублей, нужно иметь в кармане хотя бы десять. Получается замкнутый круг».
А вот Валерий Кокорин встал на сторону мэрии. «Во-первых, мы с вами не можем небольшие деньги на тротуары выделить, они у нас уже 300 лет все в грязи, что уж говорить о парковках», – усмехнулся депутат.
Юрий Федотов скептически отнесся к технической стороне вопроса, по его мнению, горожане не проникнутся доверием к проекту, пока своими глазами не увидит схему размещения парковок. Да и самому депутату концепция показалась невнятной.
С подачи Евгения Сметанина центр Омска, где предполагается разместить парковки, превратился в мифическую страну: «Хотелось бы внимательно изучить экономическую составляющую проекта. Вкладываешь 139 миллионов, а три миллиарда получаешь. Очень выгодный бизнес. Это же настоящее Эльдорадо!»
Больше всех негодовал Антропенко. Депутат убеждал коллег присмотреться к опыту Москвы, Питера и Екатеринбурга. Впрочем, депутат не акцентировал внимание на том, что в этих регионах парковочное пространство сплошь «завалено граблями».
К слову, для чиновников Санкт-Петербурга привлечение частных инвесторов к строительству парковок обернулось головной болью. Правда, в северной столице счет шел уже не на миллионы: для оборудования зоны платной парковки изначально требовалась сумма в 2, 2 млрд рублей.
Изначально оговаривалось, что инвестором проекта выступит Всемирный банк, однако в связи с событиями на Украине коммерческая организация отказалась от своего намерения финансировать проект. Планка инвестиций проекта плавно поехала вниз и опустилась до 800 миллионов рублей. Реализация едва не была заморожена.
В сентябре платный паркинг в центре Петербурга начал свою работу. Только за два месяца функционирования парковки на три тысячи мест городская казна северной столицы пополнилась на 25 миллионов рублей. Однако нововведение понравилось далеко не всем жителям: за этот же период вандалы 44 раза громили паркоматы в знак протеста против нового вида «оброка».
Омские депутаты пока не касаются темы общественных протестов: по-видимому, до них, как и до самой реализации проекта, еще далеко.
Ирина Буркина
«Бизнес-курс» № 45 от 25.11.2015 г.