Годы, последовавшие за распадом СССР в 1991 году, многие россияне вспоминают как болезненное время очередей за хлебом, гиперинфляции, организованной преступности и политических волнений, прошедшее под руководством эксцентричного лидера, известного своими таинственными отлучками из Кремля. Дочь Бориса Ельцина пытается расставить все точки над i.
Мемориальный комплекс открывшегося в Екатеринбурге Ельцинского центра построен по образцу американских учреждений, создаваемых для сохранения наследия бывших президентов США. По площади он равен двум футбольным полям и включает в себя библиотеку, архив и музей. Финансирование обеспечивается государственными грантами и займами, а также пожертвованиями богатейших олигархов России.
Среди экспонатов музея, собрание которого насчитывает более 30 тыс. единиц, модель баррикад, возведенных в Москве во время провалившегося путча 1991 года, когда Ельцин, стоя на танке, произнес речь, в которой осудил коммунистических ястребов, отстранивших от власти советского лидера Михаила Горбачева. Горбачев вернулся, однако спустя несколько месяцев его сменил Ельцин. На выставке также воссоздан продуктовый магазин с совершенно пустыми полками.
«Образ моего отца и 1990-х очень сильно искажен и часто бывает глубоко несправедлив, - сказала дочь Бориса Ельцина Татьяна Юмашева. - Центр призван исправить это обстоятельство в интересах потомков и ради исторической справедливости. У людей, особенно молодого поколения, должна быть возможность получать объективные знания об этом исключительно трудном времени - как о плохих вещах, так и о хороших».
«Как бы люди ни относились к моему отцу, они должны понимать про его президентство и про 1990-е одну вещь, - добавила Юмашева. - Когда он стал президентом, страна была на грани голода. Он сохранил ее целостность и поставил ее на путь демократии. Как бы там ни было, будущие поколения будут благодарны Ельцину за то, что он сделал в 1990-х».
Большинство россиян презирает Ельцина за ту роль, которую он сыграл в распаде СССР, однако, судя по опросам общественного мнения, в отношении к нему наблюдается потепление, (...) особенно среди представителей либеральной интеллигенции, оппозиционной по отношению к авторитарному режиму Путина и ностальгирующей по временам, которые они связывают с большей свободой.
«Потребуется как минимум время жизни одного поколения, чтобы россияне осознали правду об этих трудных временах», - прогнозирует журналист Сергей Пархоменко.
Представителям ельцинского «клана» ставят в вину то, что они подготовили на руководящую должность Путина, человека относительно неизвестного, поскольку думали, что он будет лоялен к ним и в будущем защитит их от преследований, связанных с предположительно имевшими место нарушениями. Юмашева эти утверждения отвергла.
Бывший кремлевский инсайдер, также присутствовавший на церемонии открытия, прокомментировал связь приближенных Ельцина с Путиным так: «В этом есть что-то от фаустовской сделки. Люди, которые хвалят Ельцина, демонизируя при этом Путина, забывают, что первый привел второго к власти».
Марк Франкетти