Заметка Александра Костюкова «Решение Назарова о вузах противоречит интересам региона», на мой взгляд, своеобразна и соответствует знаниям и статусу и.о. декана юридического факультета ОмГУ.
Судя по комментариям к заметке, вопросы возникли не только у меня. Возможно, реплика Костюкова станет понятнее читателям, если вернуться к истории вопроса, связанной с желанием отдельных представителей высшего образования и бизнес-элиты создать в регионе единый университет.
Это «история с бородой». Как только доктор юридических наук Александр Бутаков ушел с поста замгубернатора области, он и его товарищи, известный предприниматель Андрей Голушко и доцент, завкафедрой теории и истории государства и права ОмГУ Роман Иванов, задумали пролоббировать создание в Омске единого вуза на базе госуниверситета. Суть проста: все омские вузы, кроме отраслевых, объединить в один, построить кампус в Красноярке, под этот прожект получить 50 миллиардов рублей из федерального бюджета, во главе всего этого масштабного великолепия усадить А. Бутакова.
Почему это было интересно олигарху А. Голушко? Масштаб его личности не подразумевает более мелких проектов. Освоить 50 миллиардов бюджетных рублей – это достойно и по обычаям делового оборота в России, процесс управления денежными потоками позволяет «рулящим» неплохо «заработать»...
Три года назад экспертами экспертного совета при губернаторе готовилось мотивированное заключение о проблеме создания объединенного университета. Мы обосновали тогда, что создавать такой вуз нереально, неправильно и его создание несет угрозу всему высшему образованию Омской области. Заключение было передано Виктору Назарову. Вопрос за пределы области так и не вышел.
После неудачи с созданием глобального университета «затейники», опять же во главе с А. Голушко и при участии министра культуры Мединского, вдруг начали активно обсуждать совершенно противоположную идею: раздробить ОмГУ, пытаясь выделить из него институт культуры. И вновь – провал.
Причина, на мой взгляд, та же, так как основной мотив участников очередного прожекта – получить деньги из федерального бюджета, хоть и не в таком количестве. Опять телега впереди лошади.
Усилия и изобретательность членов «теневого ректората» ОмГУ по получению денег из федерального бюджета достойны уважения, но ведь эти деньги не всегда благо, они могут быть злом и большой головной болью для ректора. Это сейчас хорошо понимают бывший ректор Струнин и особенно находящийся в СИЗО его заместитель. Кроме того, думаю, что у ректора Якуба может возникнуть проблема с возвратом 108 млн рублей в федеральную казну, но уже из внебюджетных источников.
Министерство образования РФ в 2015 году снова вернулось к идее объединения вузов. Принято решение создать в России около 150 опорных вузов. Процесс сокращения числа государственных вузов, слияния и их оптимизации, видимо, неизбежен.
Разработаны понятные критерии и правила для вузов, которые претендуют на статус опорных. В регионе их может быть несколько. Конкретно прописано, каких параметров опорный вуз должен достичь к 2020 году.
Руководство ОмГТУ обсуждало проблему создания опорного вуза в различных вариантах и с руководством большинства вузов города, в том числе с СибАДА. Руководство СибАДА против объединения. Кроме того, проблема создания опорных университетов в Омской области неоднократно обсуждалась на всех уровнях власти включая губернатора. Общее мнение – у нас должно быть два опорных университета: один – технический, другой – гуманитарный. И совершенно не имеет значения, кто с кем будет объединяться, – важен результат.
Московские чиновники «подстелили соломки для себя» и прописали: объединение должно идти по принципу добровольности, оба ученых совета должны выразить письменное желание объединится, кроме того, слияние должна поддержать власть региона.
Руководство ОГИС и ОмГТУ полностью выполнили условия министерства и местной власти.
Документы на первый этап конкурса по стране сдали 15 вузов. Из Сибири это ОмГТУ и СибГАУ им. Решетнева (Красноярск). Из заявившихся по два опорных вуза готовы создать в Волгограде и Дагестане. Документы приняты на рассмотрение. 28 декабря после оценки документов ОмГТУ получит «обратную связь» от конкурсной комиссии, которая будет рассматривать программу развития. Если она будет соответствовать всем требованиям, политех станет опорным вузом.
И тут появились недовольные или чем-то обиженные. Например, Костюков, транслирующий, возможно, мнение «теневого ректората» ОмГУ.
Говорить, что ОГИС – «институт сервиса», гуманитарный вуз, не совсем верно. Это омский технологический институт, который создан на базе московского технологического института в 1977 году и лишь потом переименован в институт сервиса. Здесь всегда готовили специалистов для легкой промышленности.
Из шести укрупненных специальностей ОГИС сегодня пять полностью соответствуют профилю технического университета. Выпускники ОГИС – это инженеры-технологи и механики, дизайнеры и т.д. «Кого будет выпускать этот вуз: швей-математиков?» – ерничает профессор Костюков. Он выпускает специалистов для легкой промышленности.
Позиция отдельных сотрудников ОмГУ достаточно странная. Казалось бы, не хотите или не можете сейчас заявиться на конкурс – не заявляйтесь, но и не мешайте другим. Ради бога, программа предусматривает: «включиться» в этот процесс можно на любом этапе в ближайшие несколько лет. Если же внимательно посмотреть со стороны на систему управления в вузе, то создается впечатление, что им управляют не ученый совет и ректорат, а все та же группа юристов, Голушко, Бутаков, Иванов и примкнувший к ним Костюков.
Последний вместо того, чтобы помогать руководству вуза профессионально и грамотно исполнять свои обязанности, оказать поддержку молодому руководителю, разобраться в ворохе проблем, хозяйственных и юридических вопросов, устроил из рядового внутривузовского события – выборов декана факультета – публичную общегородскую потеху, вдруг начал давать публичные и весьма странные оценки решениям губернатора. На мой взгляд гораздо больше было бы пользы для ОмГУ, если бы и.о. декана и «ведущий муниципальный профессор» Омской области А. Костюков сосредоточился на реальных проблемах своего вуза. Например, помог на практике ввести в эксплуатацию здание экономического факультета или хотя бы внятно объяснил руководству правовые последствия использования в коммерческих целях функционирующего в нем бассейна для проведения занятий детских групп. Было бы интересно услышать оценку А. Костюкова – аудитора, который в 2012-2013 годах по контрактам оказывал ОмГУ консультационные услуги, о том, почему проверка Росфиннадзора привела к таким тяжелым последствиям.
Характерно, что свой личный бизнес А. Костюков многие годы ведет весьма успешно, будучи более 20 лет единственным владельцем и директором аудиторской компании ООО «Стандар-Аудит». В 2014 году фирма имела весьма приличные для Омска финансовые результаты: валовая выручка превышала 10 млн рублей, чистая прибыль – чуть менее 5 млн рублей. Оказывая консультационные и аудиторские услуги сторонним организациям, А. Костюков «радел» по контрактам и о делах родного университета.
Не успев стать и.о. декана факультета, Костюков 6 ноября 2015 года регистрирует фонд развития юридического факультета ОмГУ. Он единственный учредитель и директор. Занимательны два вида деятельности, которые указываются для этого фонда: «финансовое посредничество, не включенное в другие группировки» и «предоставление социальных услуг без обеспечения проживания». Этот весьма странный вид деятельности подходит больше для какого-нибудь увеселительного заведения, а не фонда при юридическом факультете.
Зачем, не успев стать деканом, создавать лично фонд и становиться его единоличным руководителем? Кто будет в наблюдательном совете, кто будет в попечительском совете, кто будет собирать деньги? Или опять все в одном лице? Хватит ли сил и времени у А. Костюкова на качественное исполнение обязанностей по всем должностям, а ведь есть еще и семейные ценности, приоритет которых для него теперь широко известен: не пришел на собственные выборы декана, потому что был на дне рождения младшей дочери.
Сегодня законодатель ужесточает ответственность за действия не только власти, но и работников бюджетной сферы. Возможно, такое обилие занимаемых А. Костюковым должностей не попадает в категорию конфликта интересов, но это должно вызывать вопросы у членов ректората.
По моему мнению, А. Костюков не сможет стать лучшим деканом юридическим факультета, но с высокой степенью вероятности может оказаться последним деканом факультета, так как конкуренция на рынке по оказанию услуг по подготовке юристов самая высокая как в стране, так и в Омской области.