БК55 проанализировал события уходящего 2015 года и составил неофициальный рейтинг самых значимых событий, о которых будут помнить и говорить еще долго.
Фактически прошедший 2015 год запомнится омичам многими событиями. По динамике, насыщенности и драматизму год Овцы или Козла больше напоминает боевик или политический детектив. Но обо всем по порядку.
Потери и назначения
Итак, весной 2015 года жители Омской области потеряли губернатора. 14 мая Виктор Назаров, просидев три года в губернаторском кресле, вдруг ушел в отставку.
А уже через четыре месяца, 13 сентября, омичи и губернатор обрели друг друга вновь – Виктора Ивановича благополучно переизбрали на новый срок почти 300 тысяч избирателей. Именно такое количество электората проголосовало за него на досрочных выборах из полутора миллионов тех, кто имел право бросить бюллетень.
Ну а главным конкурентом Виктора Назарова на губернаторских выборах, напомним, был депутат Госдумы Олег Денисенко. Его выдвигали в качестве кандидата представители КПРФ.
«Красный денди», как показал результат, занял на выборах уверенное второе место, а на тех участках, на которых бюллетени обрабатывались электронной системой голосования – КОИБами, и вовсе лидировал.
Но в этом, наверное, и ответ на вопрос, почему в России повсеместно не внедрят электронную систему голосования – власть таким образом защищает себя от неприятных сюрпризов, имея параллельно так называемый контрольный срез – картину реальной популярности «Единой России» и её кандидатов. Впрочем, это тема для другого спецпроекта.
В результате удачного возвращения Виктора Назарова в губернаторское кресло в облправительстве произошла целая серия сенсационных назначений. И первое место в этом сегменте, несомненно, заняла бывшая вице-мэр и руководитель аппарата сенатора Голушко Татьяна Вижевитова.
После трех лет политического простоя Татьяна Анатольевна стала вице-губернатором, курирующим социальные вопросы, и взяла долгожданный реванш. При этом сенатор Голушко, конечно, потерял добросовестного помощника, зато приобрел в облправительстве еще одного своего человека.
Второе не менее сенсационное назначение – экстренная переброска в Омскую область заместителя главы Республики Хакасия Андрея Новоселова.Человека с добрым лицом и практически мягким характером.
Губернатор Назаров назначил чиновника, отсутствовавшего в регионе и скитавшегося по другим территориям (но не бедствовавшего) больше 10 лет, его вице-губернатором, причем, как поговаривают, назначение это было не совсем добровольным, ибо г-н Новоселов сел на скамейку запасных и в случае удаления с поля самого Назарова быстро заменит его в роли главы региона.
Так это или не так – пока неизвестно, но назначение настолько неоднозначное, что сразу же спровоцировало в регионе новую волну клановых войн. А, вернее, стало той лакмусовой бумажкой, которая показала, что в Омской области опять неспокойно. Уже через два месяца после приезда г-на Новоселова против него распространили компромат в издании, подконтрольном все тому же сенатору Андрею Голушко, что стало своеобразным рекордом – так оперативно в Омске еще не пытались «замочить» никого. Впрочем, это только показывает, что у бывшего милиционера неплохой потенциал и есть шансы продвинуться по карьерной лестнице.
Должность заместителя, как и ожидалось, после выборов вновь получил и бывший сотрудник ФСБ Владимир Компанейщиков, который давно уволился из органов, но старых привычек не оставил. Теперь он как может контролирует внутреннюю политику региона. Однако для него это отнюдь не успех, так как он рассчитывал на место первого заместителя губернатора.
Но на этих мечтах поставил крест все тот же волшебный компромат – задолго до выборов губернатора бывший начальник Главного управления информационной политики Андрей Ткачук начал предусмотрительно публиковать против Компанейщикова компромат на тему его успехов в бизнесе. Как итог – г-н Ткачук вновь попал со своим сайтом «СуперОмск» и «Домашней газетой» в пул проправительственных изданий со всеми вытекающими отсюда сытными последствиями, а для Компанейщикова навсегда закрылась возможность карьерного роста.
Кстати, Ткачук и его бессменный бизнес-партнер, пиарщик Сергей Старовойтов публично объявили в 2015 году о «разводе», и этот разрыв деловых отношений вполне может претендовать на первое место в номинации «Развод года».
Правда, до дележки активов в медиахолдинге «Слово» так и не дошло, но Старовойтов целую неделю утверждал, что готов выставить свою долю на продажу. Что там произошло реально между друзьями-партнерами – неизвестно, но злые языки поговаривают, что разрыв мог быть фиктивным и его реальной целью было «очищение» репутации г-на Старовойтова от клейма представителя оппозиционных СМИ. Как итог – его теперь часто видят в облправительстве и окружении губернатора Назарова. Поговаривают, что креативную кампанию по смещению мэра Омска Вячеслава Двораковского ведет также он.
Вопреки ожиданиям и регулярным информационным вбросам, бывший глава Минстроя Станислав Гребенщиков, являющийся сейчас единственным другом губернатора Виктора Назарова, не боящимся грязной работы и при этом все еще остающимся на свободе, так и не стал первым заместителем главы правительства. Говорят, что этому назначению помешал шлейф темных асфальтово-угольных дел. Тем не менее чиновник остался в обойме и сохранил высокий уровень влияния.
Не стал первым заместителем и нынешний министр здравоохранения Омской области Андрей Стороженко, зато после выборов он сохранил за собой министерский пост.
В списках «переназначенных» также значится и другой заместитель губернатора – также бывший сотрудник ФСБ Игорь Бондарев. Но, в отличие от Компанейщикова, этот чекист не любит светиться на публике и редко дает повод для внимания прессы. И это правильно – самые успешные сотрудники спецслужб – это те, которые умеют маскироваться в толпе.
Ну и какая предновогодняя история без сказки про Золушку? Этот «оперативный псевдоним» прочно приклеился к новому руководителю аппарата губернатора Назарова Юрию Карючину, который уже в первом своем интервью неосмотрительно заявил, что взлет его карьеры напоминает сюжет этой популярной сказки. И действительно, для бывшего директора филиала СДМ-Банка в Омске это несомненный успех. Кстати, как и Новоселова, пресса взбадривает г-на Карючина компроматом, а это значит, что сказка может быть с совершенно неожиданным концом.
Министром труда и соцразвития региона стал экс-заместитель мэра Владимир Куприянов, которого многие считали «человеком Гамбурга». Но учитывая, что омские власти рано или поздно вынуждены будут сократить социальные льготы, назначение на эту должность человека, не боящегося замараться, вполне логично.
Ну а осиротевший после ухода Гребенщикова Минстрой также возглавил бывший выходец из мэрии Омска шрейдеровского периода Богдан Масан. Правда, в мэрии он курировал в свое время финансы, но опытные эксперты отмечают, что принципиально для Масана ничего не изменилось, потому что Минстрой – это львиная доля федеральных вливаний, поэтому кто сидит в Минстрое, у того и кошелёк – реальный контроль над основными финансовыми потоками, которые необходимо грамотно «осваивать», а Масан в этом деле, несомненно, профессионал.
Еще одна дама в правительстве губернатора Назарова – министр экономики Омской области Оксана Фадина, дослужившаяся до статуса первого лица из незаметных и трудолюбивых замов.
А ее предшественник Вадим Чеченко возглавил министерство финансов, сменив на этом посту незаменимую Риту Фомину, павшую жертвой мужских разборок с омским «Мостовиком».
Против нее, напомним, заведено уголовное дело за выдачу аванса тонущей компании Олега Шишова. Но о его печальной судьбе в другой раз.
Еще один сменщик представителя команды «незаменимых» – новый глава Минсельхоза Максим Чекусов, попавший в облправительство из кресла директора ФГУП «Омский экспериментальный завод».
Поговаривают, что его рекомендовал на этот пост бывший министр сельского хозяйства региона Виталий Эрлих, расставшийся с кожаным министерским креслом во многом из-за своих неудачливых родственников – сына и брата, засветившихся в громких скандалах и уголовных делах. Но его уход большинство аграриев и переработчиков все равно оценивают как серьезную потерю.
Говоря о потерях, отметим, что Минимущество после выборов неожиданно для всех покинул один из самых молодых членов команды губернатора Назарова Виктор Соболев, уступивший место теперь уже бывшему директору «Центра учета и содержания собственности Омской области» Борису Смольникову.
Поговаривают, что основной причиной смещения Соболева является то, что он, во-первых, дал свидетельские показания на Юрия Гамбурга.
А во-вторых, находился под столь пристальным наблюдением силовиков и спецслужб, что чуть ли не спал с Уголовным кодексом и Конституцией под подушкой. И делал все в последнее время по букве закона, дабы не подставиться под очередное уголовное дело. А разве может такой пуганый чиновник возглавлять министерство имущественных отношений? Для этой должности нужен был более рисковый парень, и таковой нашелся в лице г-на Смольникова, довольно трепетно относящегося к своей родне.
Любопытно, что после отставки вице-мэра Елены Бреер г-н Соболев чуть не занял ее место и уже мысленно повесил над креслом в кабинете портрет президента Путина, но в дело вмешались либо провидение, либо областные власти, и мэр Двораковский спешно отказался от подобного укрепления команды. Зато для Соболева у областников нашлось замечательное место – директора местного «Бизнес-инкубатора», прежние руководители которого держали под подушкой совсем другие книги.
Кстати, громкая отставка Елены Бреер значится в верхних строках рейтинга сенсационных уходов 2015 года. 30 ноября чиновница неожиданно написала заявление на увольнение, однако позднее была уволена по сокращению кадров, получив выплаты из городского бюджета на булочку с маслом. Пока правая рука мэра Дворакоского нигде не всплыла. Поговаривали, что она эвакуировалась из администрации после прессинга явно перестаравшихся с методами убеждения силовиков, но участники этого шоу не распространяются о подробностях.
В мэрии Омска, как и в облправительстве, также произошла целая серия громких потерь, среди которых и плановый уход первого вице-мэра Александра Поповцева, так и не сумевшего обложить бизнес и промышленность дополнительной налоговой данью.
В этом же списке значится и отстранение от должности главного «плохиша» региона – главного архитектора Анатолия Тиля, с именем которого у омичей ассоциируются лишь точечная застройка и массовая вырубка деревьев. Почему Анатолий Генрихович так не любил зелень и тяготел к нелепым архитектурным формам – так и останется загадкой, но он ушел из мэрии лишь после возбуждения уголовного дела.
Еще одна громкая отставка в стенах мэрии – уход директора департамента имущественных отношений Сергея Хорошилова, которого, по неофициальной информации, как раз и «съела» с помощью бюрократических хитростей и интрижек та самая Бреер, так и не успевшая получить дивидендов от ухода коллеги.
Самые громкие уходы года
Отъезд в Москву первого заместителя губернатора Вячеслава Синюгина не стал неожиданностью ни для его коллег в облправительстве, ни для рядовых жителей региона.
Синюгин и его яркая супруга Татьяна, радовавшая больше двух лет светских хроникеров, благополучно пересидели период разборок по аварии на Саяно-Шушенской ГЭС и вновь вернулись в столицу.
А вот из громких уходов в федеральных структурах стоит отметить уход в отставку бессменного руководителя УФАС Сергея Суменкова, которого «попросили» уступить дорогу более молодому заму Вадиму Кабаненко прямо в день 65-летнего юбилея.
Кстати, БК55 не может не отметить ухода министра спорта Омской области Александра Фабрициуса. Это был самый модный и гламурный министр в команде губернатора Назарова, но уровень его влиятельности был сильно переоценен. Г-н Фабрициус так и не сумел найти спонсоров для тонущего волейбольного клуба «Омичка», который в итоге потерял основной состав игроков, включая капитана Марину Акулову.
Кстати, одним из первых клуб покинул бывший министр спорта Омской области, гендиректор клуба Сергей Шелпаков, который оперативно подал заявление, как только узнал, что финансирования не будет.
Из крупных спортивных потерь и громких уходов также можно отметить очередной уход тренера Раймо Сумманена из ХК «Авангард». Тренер улетел в марте 2015 года, толком не попрощавшись ни с болельщиками, ни с командой и назвав все происходящее в Омске цирком.
Еще один непонятный уход с политической сцены, причем не совсем добровольный, – смена координатора омского отделения ЛДПР сразу же после сентябрьских выборов. Причем партийцы утверждали, что депутат Госдумы Ян Зелинский вот уже три года не является координатором, однако в разгар выборов жириновцы таких заявлений не делали и статус своего кандидата не уточняли.
На смену Зелинскому из Москвы был оперативно послан новый координатор – владелец частного охранного предприятия «Авангард» Алексей Ромахин. Но, поговаривают, что гламурный ЧОПовец в Омск прилетел ненадолго – он следует транзитом через Сибирь в Госдуму.
Еще одно хлопанье дверью с осыпанием штукатурки – добровольная отставка омбудсмена Василия Пронникова, выступившего в апреле 2015 года с разгромным докладом на заседании Заксобрания. Пронников публично раскритиковал работу местных властей и правоохранительных структур, и уже через неделю пресса сообщила о его уходе. Говорят, что его уходу способствовал все тот же волшебный компромат. Силовики не простили публичного наезда и добросовестно покопались в архивах.
Еще один странный уход – отставка главы горизбиркома Тамары Повеляйкиной, вынесшей на своих плечах не одну тяжелую выборную кампанию. 8 декабря 2015 года стало известно, что ее кандидатуру не включили в список членов избирательной комиссии. Причины ухода Повеляйкиной так и остались тайной для широкой общественности, однако вчера комиссию уже возглавил ее заместитель Иван Ходаков.
Скандалы и скандальчики
Был богат 2015 год и на громкие скандалы, позволявшие региону неоднократно светиться в новостях федеральных лент. Несомненно, Омск взбодрил приезд съемочной группы телеканала «Пятница», снимавшей в начале июня очередной выпуск «Ревизорро». Ведущая Лена Летучая буквально растоптала коллектив известного ресторана «Старый Омск», директор которого заявил чуть ли не об избиении. Кстати, после бурных телесюжетов ресторан вынужден был закрыться и провести ребрендинг.
Другой крупный скандал случился летом 2015 года. Художник-провокатор Василий Мельниченко организовал второй арт-фестиваль «Пространство множественности», на котором была выставлена скульптура «мусорного Христа» – инсталляция из мусора была установлена прямо в центре города, причем разрешение на проведение фестиваля и установку объектов, как выяснилось, давали региональные власти.
Г-ну Мельниченко приписывают связь с Госдепом США, причем сам художник не скрывал, что американцы спонсировали мероприятие. И сразу же после закрытия паблик-арта Мельниченко объявил, что покидает Россию, и отправился жить в Берлин. В итоге омичи так и не поняли, избавился ли регион от «иностранного агента», либо хороший российский парень Василий стал теперь нашим парнем в Германии и был туда послан разлагать Запад изнутри таким креативным и шумным способом.
Еще один крупный летний скандал, прошедший под кодовым названием «Золотые яйца», произошел в разгар губернаторских выборов прямо под окнами местного офиса «Единой России». 19 июня известный омский бизнесмен Владимир Седельников, являющийся хозяином ночного клуба «Атлантида», подкатил с двумя охранниками сурового вида на своем внедорожнике для участия в партийных праймериз и неожиданно заметил съемочную группу БК55, среагировавшую на ярких персонажей.
Г-н Седельников решил поговорить с репортерами на том языке, на котором обычно разговаривают между собой удачливые бизнесмены и депутаты Заксобрания, и заявил фотографу: «Ты что снимаешь? Тебе по яй..ам дать? Чтобы быстро все убрал, иначе я с вами буду по-другому разговаривать!».
Но всё самое интересное началось потом. По неофициальным данным, политические конкуренты Седельникова оперативно воспользовались ситуацией и быстро просигналили о случившемся заместителю руководителя Администрации Президента Вячеславу Володину. В итоге Москва наложила категорическое вето на выдвижение г-на Седельникова в Совет Федерации, и в итоге он пролетел мимо кресла сенатора, несмотря на то, что, как поговаривают, мог «пожертвовать» на выборную кампанию губернатора Назарова 50 миллионов рублей. Таким образом, это оказались самые дорогие я...ца за всю историю Омска, цена которых исчисляется миллионами.
Еще один крупный скандал с участим представителей власти – уход из омского региона конкурса имени Янкелевича. Омское правительство неожиданно объявило об отмене международного конкурса юных скрипачей, который должен был пройти в регионе в 2016 году, поставив при этом в затруднительное положение известного музыканта Владимира Спивакова.
Маэстро фактически вогнали в долги. Спиваков уже заказал для награждения дорогую скрипку, стоимость которой исчисляется несколькими миллионами рублей, когда его вдруг оповестили письмом по электронной почте, что конкурс отменяется из-за недостатка финансирования. Причем авторы письма из Омского облправительства сослались на то, что премьер Медведев рекомендовал, мол, им экономить. Музыкант обиделся, ибо получать такие вести на e-mail как-то несолидно. И уехал со своим конкурсом в Башкирию.
Тот же губернатор Леонид Полежаев (как же не вспомнить в новогоднем проекте любимого народом губернатора!) никогда бы не допустил ухода столь рейтингового мероприятия из региона и уж, по крайней мере, лично позвонил бы маэстро, чтобы оговорить все скользкие вопросы. Но губернатор Виктор Назаров к суровым правилам этикета на высшем уровне еще не привык. Одно дело чувствовать себя героем и политиком федерального масштаба где-нибудь в Большеречье, а другое – реально общаться с персонами мирового уровня, особо не афишируя свои провинциальные корни. Но, как говорят аналитики от культуры, еще более жестким вариантом было бы смс-сообщение формата: «Володя, не усложняй!».
Ну а самым креативным скандалом 2015 года стал, несомненно, «карнавал-ГОЛЬ». Новый логотип 300-летия Омска, нарисованный дизайнером Станиславом Иванченко, был настолько удачным, что вместо цифры 2016, означающей год трехсотлетия города, на нем совершенно четко читается слово «ГОЛЬ» из-за нечеткого написания цифры 2 и цифры 1. Впрочем, учитывая состояние бюджета города, дизайнер Иванченко не так уж и ошибся.
В итоге Омск вступает в новый 2016 год под знаком юбилея, и этот карнавал уж точно войдет в историю региона как один из самых веселых и помпезных.
БК55 поздравляет читателей и всех персонажей СПЕЦПРОЕКТА с Новым годом и желает всего самого лучшего! И помните, если о вас пишет наш сайт, значит вы реально популярны.
ТЕКСТ: Тимур Васильев
ФОТО: архив БК55 и открытые интернет-источники