Между крымскими властями и Москвой, похоже, разгорелся очередной конфликт, который вполне может закончиться чеченизацией системы управления Крымом и превращением полуострова в финансовую черную дыру.
В последние дни крымские чиновники сделали ряд громких заявлений, от обвинения Кремля в нарушении финансовых обязательств по отношению к полуострову до требований большей независимости, особенно в сфере расходования выделяемых из федерального бюджета средств. Что примечательно, представители правительства Крыма не стеснялись высказываться очень публично, причем не только на местном уровне, но и на официальном мероприятии в Москве.
В частности, 18 декабря во время прошедшего в Москве круглого стола «Крым и вызовы для России. Развитие в условиях санкций» глава Республики Крым Сергей Аксёнов заявил, что «по [Федеральной целевой программе (ФЦП) по развитию Крыма] в 2015 году должны были освоить 15 миллиардов рублей. Сегодня уже декабрь, на сегодня еще ни одной копейки [не получено]» несмотря на то, что «три раза согласовывались планы, графики, наименования мероприятий и нашими должностными лицами, и всеми без исключения федеральными, включая согласования всех просьб федеральных министерств». Фактически обвинив федеральные министерства в непрофессионализме, Аксёнов предложил закрепить реализацию ФЦП за полуостровом, чтобы власти республики и города федерального значения Севастополя «своей головой несли ответственность».
На том же мероприятии близкие к Аксёнову эксперты также указали федеральному центру на то, что Крыму нужен «особый режим», а «иначе 20 лет будем интегрироваться с неизвестными последствиями». Судя по заявлениям, под «особым режимом» подразумевается чеченизация Крыма, т.е. передача власти в регионе местной правящей элите, которая гарантирует центру мир, лояльность и «правильное» освоение бюджетных средств.
Затем 21 декабря схожее заявление сделал председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, предложив ради развития Крыма вернуть там схему работы, существовавшую в 1990-х годах – период, считаемый многими эпохой вседозволенности. «Я вспоминаю очень хорошо 90-е годы, … помню, какое было тогда дыхание свободы, и как легко тогда работалось. – … Было много неурегулированного в тот период, очень много позволялось делать, и работать … было крайне легко», – заявил он, явно прозрачно намекая на чрезмерность контроля Кремля на полуострове, мешающего местным чиновникам создать «колоссальный объем экономики».
Между тем несмотря на явную дерзость крымских чиновников, Кремль занял примирительную позицию. «Голос Путина» – пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков – признал наличие проблем, но отметил лишь, что «текущие проблемы в ежедневной работе между региональными властями и федеральным правительством возводить в ранг неких кризисов, наверное, было бы некорректно. Гораздо лучше сосредоточиться на урегулировании этих проблем и на последовательном разъяснении своей позиции в рабочем порядке». Слова Пескова указывают на то, что Администрация Президента Владимира Путина явно не желает обострения напряженности с крымской элитой.
Ответственный за полуостров вице-премьер РФ Дмитрий Козак также примирительно отметил, что «дискуссия по поводу реализации ФЦП по развитию Крыма носит обычный, рабочий характер». На прямой вопрос, будут ли сниматься непочтительные крымские чиновники, он ответил, что «пока об этом речи не идет», и даже выразил им доверие, заявив, что «я не знаю, кто сказал о некомпетентности руководителей Крыма».
Все, что, судя по всему, могла себе позволить Москва, это мягко намекнуть на свое недовольство. Например, некие федеральные чиновники на условиях анонимности заявили СМИ, что «профессионализм и качество работы региональных властей», в том числе низкое качество подготовки документов по расходованию ФЦП, «вызывает серьезную озабоченность у руководства правительства», и намекнули на возможность «наказания» крымских чиновников. В качестве примера была приведена автомобильная дорога, стоимость которой после проверки представленных правительством Крыма обоснований якобы сократилась с 4,2 млрд рублей до 2,6 млрд руб.
Аксёнов сразу же высказал свое презрение к подобным угрозам, заявив: «Я не могу комментировать выступления каких-то анонимных деятелей. Из реальных источников, из правительства никаких официальных сообщений не поступало».
Учитывая международную напряженность по вопросу Крыма, расширяющиеся санкции в отношении России и активизацию направленных на возвращение полуострова усилий Украины, включая энергоблокаду, запрет на грузовое сообщение и планирующуюся морскую блокаду региона, Кремль, по всей видимости, не желает идти на прямой конфликт с крымской правящей элитой. В этой связи у команды Аксёнова есть хорошие шансы выторговать себе искомый «особый режим», включая широкие полномочия и минимальную отчетность при расходовании федеральных денег.
Высшему руководству полуострова и так уже удалось добиться на этом поприще значительных результатов. Первый открытый конфликт с Москвой разгорелся летом этого года, когда правоохранительные органы завели свыше 150 дел на крымских чиновников. Тогда Аксёнов активно выступил в защиту подчиненных, пообещав, что не позволит «деятелям с материка» «наших чиновников делать жертвами, это я вам гарантирую». Хотя некоторые более мелкие должностные лица таки лишились кресел, основную свою команду Аксёнов отстоял. Например, до сих пор остается на своем посту министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник, которым тогда очень плотно занялась не много не мало ФСБ, но на защиту которого твердо встал глава Крыма.
Кроме того, крымским чиновникам удается спроваживать присылаемых из Москвы «наблюдающих». Например, по данным источника Lenta.ru, в начале сентября у губернатора Севастополя Сергея Меняйло появился советник по экономике Андрей Никитченко, присланный федеральным центром для организации пресловутой «качественной подготовки документов для ФЦП», но когда он попытался отстроить работу департаментов и экономического блока, Меняйло попросил его не вмешиваться в дела правительства. В результате новый советник, не проработав и трех недель, вернулся в Москву.
На фоне осложнения ситуации на полуострове в последние месяцы, Аксёнов решил развить успех, объясняя необходимость «особого режима» особенностью региона. «Если взять санкционный режим и наличие внешних угроз и запретов, то у нас особый субъект РФ», – заявил он на днях. В связи с чем предложил «оставить возможность [крымским властям] заключать договоры без конкурсных процедур» (т.е. в обход Бюджетного кодекса и законодательства о госзакупках).
На основании той же «особенности», по сообщениям, отказался урезать количество местных чиновников, несмотря на подписанное премьером РФ Дмитрием Медведевым 21 декабря постановление о сокращении численности гражданских служащих на 10% с 1 января 2016 года. «Задачи, которые сегодня стоят перед властями субъекта, отличаются от задач, которые стоят перед властями в «мирное время» на территории материковой части РФ. Поэтому вопрос об уменьшении штатной численности пока не стоит», – сказал Аксёнов. Вместо сокращений, по заявлению главы Крыма, работников местных органов власти ждет значительная прибавка к жалованию.
В сложившихся условиях Кремль, опасающийся в связи со сложной внешнеполитической и внутренней ситуацией «раскачивать лодку» в Крыму, оказался перед жестким выбором – позволить крымским властям тратить деньги без особого контроля или вообще не давать полуострову денег. Последний вариант маловероятен – нельзя ссориться с местной элитой и морить голодом крымчан (местный бюджет почти полностью зависит от средств из федерального бюджета). А значит, деньги давать придется, но на условиях крымских чиновников. Впрочем, подобный вариант для администрации Путина не внове – именно так обеспечивается «стабильность» на Кавказе и лояльность местных элит. Более того, Кремль сам продвигал там именно такую систему отношений.
Таким образом, у Крыма есть все шансы стать для России очередной финансовой черной дырой. Причем, возможно, самой крупной – Москва выделает полуострову в разы больше средств, чем самым дотационным регионам РФ, включая пресловутые Чечню и Дагестан.