Компания Coca-Cola опубликовала в интернете карту России – и вызвала сначала бурю гнева в России, а потом бойкот со стороны Украины. Поводом стало наличие или отсутствие Крыма на карте страны.
В центре внимания вновь оказался Мустафа Найем, известный журналист и депутат украинского парламента, два года назад инициировавший публикацией сообщения на своей странице в Facebook революцию на Майдане. В этот раз, однако, речь зашла не об отношениях между Украиной и ЕС (как это было тогда) и даже не о политике нынешнего правительства страны. С помощью хэштэга #BanCocaCola 41-летний политик призвал к бойкоту продукции американского концерна Coca-Cola. «Я больше не буду покупать продукцию Coca-Cola и призываю к этому всех разумных людей», – написал Найем на своей странице в Facebook.
Его призыв возымел успех: в течение всего нескольких часов хэштэг #BanCocaCola стал одним из самых популярных в украинском сегменте Twitter, а в Facebook были опубликованы несколько тысяч постов по этой теме. Тем самым Coca-Cola вдруг стала частью большой политической игры между Россией и Украиной. Ведь речь идет о Крыме, который в соответствии с международно-правовыми нормами по-прежнему принадлежит Украине, но в марте 2014 года после сомнительного референдума был аннексирован Россией. Власти в Киеве по-прежнему считают полуостров украинской территорией, а для Кремля он – часть России.
Теперь Coca-Cola пришлось испытать на собственной шкуре, насколько болезнен этот конфликт для обеих стран. Все началось с того, что компания на своей странице в российской социальной сети «ВКонтакте» опубликовала карту России, на которой отсутствовали Крым, Калининградская область и Курильские острова. В России по этому поводу поднялся большой скандал. После этого Coca-Cola написала «ВКонтакте»: «Мы приносим свои извинения за эту ситуацию и внесли в карту исправления». Теперь на карте появились и Калининград, и Курилы, и Крым.
Призывы к бойкоту традиционны для Украины
Это, в свою очередь, возмутило многих на Украине. Соответственно, инициатива Найема по бойкоту Coca-Cola привлекла к себе большое внимание. Вообще, призывы к всевозможным бойкотам стали уже своеобразной традицией в украинском обществе. Так, в ходе Майдана многие бойкотировали продукты, произведенные компаниями, владельцы которых были членами партии тогдашнего президента Виктора Януковича. После аннексии Крыма многие украинцы бойкотируют российские продукты. Эти акции приносили свои плоды: так, американский производитель продуктов питания Mars с тех пор поставляет свою продукцию на украинский рынок из стран ЕС. Раньше же он завозил ее главным образом из России.
Что теперь делать Coca-Cola? Карта России с Крымом раздражает украинцев, а карта без полуострова раздражает русских. Если исходить только из объема рыночного оборота, то ответ на вопрос очевиден – ведь российский рынок втрое больше украинского. Но у Coca-Cola хватает также причин избегать проблем на Украине. Так, под Киевом располагается одна из крупнейших фабрик в Европе, принадлежащих производителю прохладительных напитков. Кроме того, Coca-Cola, будучи американским концерном, не может не обращать внимания на географию: ведь США еще в конце 2014 года ввели санкции против Крыма, согласно которым запрещены практически любые торговые отношения с оккупированным Россией полуостровом. Причем американские санкции намного более жесткие, чем санкции ЕС.
Coca-Cola извиняется
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что руководству концерна пришлось лично сглаживать ситуацию. Глава пиар-службы Coca-Cola Клайд Таггл написал письмо в посольство Украины в Вашингтоне, в котором признал ошибкой публикацию карты России с Крымом. «Единственное, что я могу сделать, это извиниться. Мы ни в коем случае не должны были этого делать». Мустафа Найем выразил удовлетворение ответом производителя и призвал вновь покупать продукцию Coca-Cola.
Однако этот краткосрочный и успешный бойкот Coca-Cola не остался без последствий: многие международные компании не могут себе позволить оказаться втянутыми в российско-украинский конфликт. Если они слишком сконцентрируются на российский рынок, то им придется нести убытки на украинском рынке. Pepsi, крупнейший конкурент Coca-Cola, отреагировал моментально и удалил со своего сайта карту России с Крымом. Это не осталось незамеченным на Украине.
У немецких компаний могут возникнуть проблемы
Однако многие немецкие предприятия по-прежнему активно работают в Крыму, и они, несомненно, также внимательно наблюдали за акцией #BanCocaCola. Например, концерн Volkswagen, нашедший лазейку в санкциях ЕС в отношении Крыма. Хотя с декабря 2014 года торговые отношения с полуостровом в Черном море и запрещены, санкции не запрещают продажу там грузовых автомобилей. Официальным дилером Volkswagen в Крыму является компания «Крым-Автохолдинг», штаб-квартира которого находится в Симферополе. Там же расположен и другой дилер – «АЗ Симферополь», торгующий автомобилями Audi.
«Мы это делаем, в первую очередь, заботясь о наших клиентах», – заявило руководство российского подразделения Volkswagen Group после введения европейских санкций. Таким образом, концерн не хочет терять прибыль на полуострове. Аналогичным образом в Крыму остается и компания Mercedes-Benz, хотя на ее русскоязычном сайте и нет соответствующей информации. И Крым на карте России тоже отсутствует.
Metro также остается в Крыму
Аналогичную стратегию реализует и Metro Group, у которой есть магазины Metro Cash & Carry в Симферополе и Севастополе. Хотя соответствующей информации нет ни на русском, ни на украинском сайте компании, магазины продолжают работать. И концерн Adidas совершенно официально представлен сразу в нескольких городах на полуострове, что написано и на русскоязычном сайте Adidas.
Мустафа Найем и его сподвижники планируют собрать и проверить информацию о деятельности иностранных предприятий в Крыму. «Украинский парламент передаст эту информацию в Службу безопасности и МИД, которые будут действовать соответствующим образом», – сказал депутат. «Карта мира должна выглядеть правильно – об этом мы позаботимся». Вместе с тем дискуссия, начавшаяся в связи с действиями Coca-Cola, уже успела превратиться в популистские дебаты. Так, некоторые политики правого толка, например, представитель националистической партии «Свобода» Олег Тягнибок, требуют запретить Coca-Cola работать на Украине.
Немецким предприятиям, в частности Volkswagen, не приходится всерьез бояться подобных запретов. Однако повышенное давление со стороны общественности действительно может стать проблемой – причем дело не только в украинском рынке, но и в имидже компании в западных странах.
Денис Трубецкой