Громкий скандал или житейская история? Гамбург или Новосёлов? Прекрасные дамы или «импотенция» власти? «БК» представляет лучшие обложки-2015 по продажам, по мнению экспертов, а также по версии посетителей сайта bk55.ru. Кто сделал лучшие рейтинги журналу «Бизнес-курс» в прошлом году, громко заявив о себе с обложки?
Две девушки, пять скандалов, сто олигархов
Скандалы стали одним из самых весомых «двигателей торговли» для «Бизнес-курса» в непростом 2015 году. Громкая история на обложке гарантированно делала хорошую кассу журналу. Так, в десятку самых продаваемых журналов вошел, например, номер, на обложке которого грозной поступью в светлое будущее вышагивал спикер Заксобрания Владимир Варнавский. Иллюстрация вроде бы праздника, юбилейной сессии Омского совета народных депутатов, но при этом со скандальным «запахом» – «именинники», народные избранники одновременно порекомендовали омичам поставить крест на выборах мэра в рамках громкой реформы местного самоуправления.
Той же темы касается и другая обложка-«победительница»: на ней Вячеслава Двораковского как «последнего избранного градоначальника» возвели на настоящий мраморный пьедестал, обыграв тот факт, что горожанам, по воле коммунистов, дали право возвращать памятники вождю народов Сталину, но при этом отняли у них право выбирать собственного мэра.
Хорошими «продавцами» стали также темы торговли в Омске непыльными должностями в солидных структурах (№9, «Должность на продажу») и войны чиновников с индивидуальными предпринимателями, которые внезапно, по воле неведомых «санкций», остались без электричества (№6 «К 300-летию Омска в городе не должно остаться бизнеса»).
Дважды «героя» за продажи «Бизнес-курса» можно дать Юрию Гамбургу. Покупателей журнала не оставила равнодушными фотография родственников известного чиновника, которые обнимаются в зале суда. Как говорится, нет худа без добра: временно отстраненного первого зампреда правительства тогда активно допрашивали, а его близкие активно общались, словно забыв о том, что глава семейства присоединится к ним еще нескоро. Привлекла всеобщее внимание и та обложка, на которой анонсировалось посвященное Юрию Гамбургу журналистское расследование (№39 «Член ОПГ. Да? Нет?»).
Немалый интерес у читателей вызвала откровенная фотография примы Музыкального театра Нины Маляренко. К тому же номер, обложку которого украсила прекрасная балерина, обещал также назвать «золотую сотню» выдающихся женщин. И в итоге занял третье место в рейтинге продаж. Любопытно, что второй женщиной, которая сделала рекордные продажи журнала в минувшем году, стала балетмейстер Надежда Калинина, которая в том же Музыкальном театре ставила балет «Идиот». Креативные редакционные умы не стали «мудрствовать лукаво» и анонсировали это событие лаконично и просто: «Надежда и «Идиот». Как стало известно после выхода журнала, особенно оценил игру слов директор театр Борис Ротберг, который в свое время конфликтовал с Калининой, а потом решил, что именно уволенная некогда «за прогулы» работница должна стоять «у руля» масштабной постановки.
Что касается первого места, четвертый год подряд «срывает банк» для журнала «Бизнес-курс» сотня самых богатых омичей. Этот тот самый случай, когда цель оправдывает средства: традиционный итоговый рейтинг – дело весьма трудоемкое, зато журнал, где озвучены фамилии местных олигархов, все равно выходит на первое место по объемам продаж. На этот раз «визитной карточкой» самого «продажного» номера стал хитро улыбающийся Андрей Стрелец, вновь вернувшийся на пьедестал финансового почета.
Переходя на личности
Топ-5 самых «продажных» обложек продемонстрировал: в год больших политических перемен покупателя журнала брали не каламбурами и острословием, а событиями и расследованиями. Но если для хорошей продажи требуется хороший скандал как минимум городского масштаба, то интернет-пользователи предпочитают житейские истории и красивых женщин.
В итоге лидером «народного рейтинга» стала обложка номера, в котором известные омские бизнесмены делились секретами. Но не зарабатывания капиталов или устранения конкурентов, а воспитания внуков. Именитые деды рассказывали о семейном счастье и, видимо, стали оазисом позитива посреди разножанровых «неприятностей по-омски». «Лицо» спецпроекта – депутат Виктор Жарков, запечатленный в окружении двоих внучат, – помог номеру занять первое место в рейтинге, составленном посетителями сайта bk55.
На второе место интернет-пользователи определили обложку, с которой исподлобья глядит «Человек года» – новоиспеченный заместитель губернатора Андрей Новосёлов. Одна из самых лаконичных обложек года, выполненных в монохромной цветовой гамме и без лишних слов, тонко дополнила образ главного героя, как бы намекнув неразборчивому в высказываниях чиновнику: «Иногда лучше молчать, чем говорить».
Отклик в народных сердцах по сей день продолжает находить тема главного омского недостроя. «Метро? Какое метро?!» – таким шуточным вопросом откликнулась редакция на визит в Омск премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Мол, когда-то обещал, что подземка будет достроена, а воз и ныне там. Приглянулись посетителям сайта также те обложки, на которых были анонсированы традиционные спецпроекты, – «100 самых выдающихся женщин года» и «100 лучших топ-менеджеров года». Не обошли вниманием и номер, украшенный фотографией Надежды Калининой, – умницы, красавицы и профессионального балетмейстера.
Ну а где женщина, там часто и другая сторона медали… Почетное место в ряду понравившихся посетителям сайта обложек заняла та, на которой говорится об импотенции. Тема для народа живая и знакомая. И тем приятнее, что речь идет о чужой «несостоятельности», а именно о проблемах областной власти. Как говорится, «ничто человеческое», пусть и в метафорическом смысле, и чиновникам не чуждо…
Рейтинг обложек по продажам*
Конь обогнал Назарова
«Форма должна быть так же прекрасна, как и содержание», – коротко озвучил основной принцип один из экспертов, которые составили собственный рейтинг лучших обложек «БК». Люди, которые зарабатывают на жизнь творчеством, это самое творчество выше всего и ценят. Это вполне объясняет, почему наибольшее количество баллов набрала обложка с «троянским конем», в виде которого читателям представили «Арену-Омск», в роли же предводителя «данайцев» предстал Роман Абрамович. Оценив красивую и точную метафору, эксперты определили эту обложку на первое место.
Второе место, благодаря игре слов, досталось обложке, повествующей о «долгоиграющих» проблемах в парке им. 30-летия ВЛКСМ, – «Рубят деревья или пилят бюджет?». На третье определили афористичное «Третий лишний», где «лишним» предстал губернатор Виктор Назаров. В течение года он был главным героем обложек пять раз, но «гран-при» взяла именно эта. «Скромность украшает, когда нет других украшений», – так редакция «отчиталась» о визите федерального чиновника Аркадия Дворковича на завод известного предпринимателя Михаила Сутягинского. Тогда губернатор Назаров явно чувствовал себя не в своей тарелке, несмотря на свой высокий пост. Дизайнеры в итоге «увели» губернатора в тень, а эксперты вывели в топ-3 лучших произведений редакторско-дизайнерской мысли.
Рейтинг обложек по мнению экспертов*
Рейтинг обложек по мнению посетителей сайта bk55.ru*
Рейтинг обложек: выбор редакции*
Мнение:
Сергей Сусликов,
президент ИД «ТРИЭС»:
«Как главный редактор журнала «Бизнес-курс» я отмечаю для себя три обложки. Первое место – «Третий лишний», второе – «ЧЛЕН ОПГ да? нет? да? нет? да? нет?», третье – «За что?». Почему на первом месте «Третий лишний»? Потому что таким образом я, главный редактор, поощряю работу фотографа. Это репортажный, выхваченный прямо из жизни, весьма характерный снимок. Наш губернатор Назаров – хозяин области – робко идет где-то сзади… А на первом плане деловой, уверенный промышленник, глава омского «Титана» Сутягинский с Дворковичем, зампредседателя правительства России. Это фото о том, кто здесь не Главный!».
Владимир Сало-Фоот,
директор студии дизайна «Ферма»:
«Один только вид обложки 42-го номера журнала о «круговой поруке» сразу создал достаточно интереса, чтобы открыть и пролистать номер. Плакатный стиль и жесткая графика сразу привлекла внимание к содержанию».
Юрий Шатилов,
сопредседатель Омского медиасообщества, руководитель консалтингового агентства «Ладно»:
«Задача обложки – не быть средоточием креатива, а продавать содержание своего издания. Задать такой вопрос, на который читателю будет интересно искать ответ. Плохие варианты, мне кажется, с простыми и примитивными иллюстрациями, обычные парадные фото героев публикаций, памятников и прочих банальностей. Но еще грустнее в сотый раз увидеть на обложке тех же унылых персонажей в тех же унылых пиджаках и в тех же унылых интерьерах. Лучшие варианты – необычный контрапункт, неожиданная стилистика. Для меня это – «троянский конь» Абрамовича и «Меньковщина».
Галина Татаринова,
доцент ОмГТУ, специалист по связям с общественностью:
«Лицо на обложке всегда притягивает – его надо подать. А бывают еще и лица особо притягательные по психофизике. Поэтому я отдала первое место номеру 12, который украшает портрет Надежды Калининой».
Цитата:
Сергей Сусликов, президент ИД «ТРИЭС»:
Нет, господин Ярковой, я буду жрать сухари, но читатели получат журнал именно с этой обложкой.
Обложка «БК» «ЧЛЕН ОПГ да? нет? да? нет? да? нет?», когда я увидел ее на мониторе дизайнера Максима, впечатлила. Круто! Но внутренний голос сказал: «Будут проблемы с Ярковым». Это шутка такая! При председателе облсуда Ярковом за много-много лет мы не выиграли у чиновников ни одного процесса. И ведь был прав. Гамбург из-за тюремной решетки подает на нас в суд и выигрывает 50 тысяч. У судьи Андрея Чекурды было достаточно формальных поводов для отказа. Посмотрите на обложку. Здесь ведь нет фамилии Гамбурга, фраза «ЧЛЕН ОПГ да? нет? да? нет? да? нет?» написана на размытом сером лице человека, по очертаниям похожего на бывшего первого вице-губернатора Омской области. Да и в самой обложке статьи «ЧЛЕН ОПГ да? нет? да? нет? да? нет?» отсутствует какое-либо утверждение. И, обратите внимание, точки даже нет после слова «ОПГ». Плевать! Судья вырывает ДВА СЛОВА из заголовка и контекста статьи – «ЧЛЕН ОПГ» – и признает эти два слова не соответствующими действительности. По логике – дурь?! Получается, что у нас в Омске ОПГ не существует. Преступники могут пользоваться этим решением как индульгенцией. Самый веский аргумент у судьи заключается в том, что на сером размытом фото он узнал Гамбурга. И этого ему достаточно.
Вопрос, но если я знал, что Ярковой «засудит», то почему не «завернул» эту обложку дизайнеру Максиму? Да потому что не смел даже думать об этом. Ведь это значит забыть все, чему тебя учили начиная с университетской скамьи. Посмеяться над тем, чему ты учил все эти годы других – молодых и неоперившихся. Нарушить профессиональные и этические нормы, о которых ты не устаешь напоминать журналистскому коллективу. Нет, господин Ярковой, я буду жрать сухари, но читатели получат журнал именно с этой обложкой!
Чтобы так говорить, у меня есть веские и, подчеркиваю, неформальные, в отличие от вашего судьи Чекурды, аргументы. Но об этом подробно поговорим в ближайших номерах журнала «Бизнес-курс».
Проект: Елена Ярмизина, Лина Калинка, «БК-рейтинг»
«Бизнес курс» №05 от 17.02.2016 г.