Новый глава «АвтоВАЗа» француз Николя Мор заступает, возможно, на самый сложный пост руководителя в мировом автопроме. Ему придется уравновешивать интересы Renault, Кремля, рабочей силы и поставщиков.
Шесть месяцев назад Бу Андерссона, главу российской автомобилестроительной компании «АвтоВАЗ», вез на конференцию, проходившую под эгидой Кремля, не кто иной, как сам президент. Владимир Путин сел за руль последней модели «АвтоВАЗа», «Лады Весты», и они отправились в путь по петляющей горной дороге на форум «Валдайского клуба».
За день до этого Андерссон выступил на конференции перед учеными и журналистами с речью о реструктуризации бренда «АвтоВАЗа», «Лады». Подтекст приглашения генерального директора, уроженца Швеции, выступить казался ясным: несмотря на дипломатическую изоляцию России и экономические проблемы, реформы в сфере бизнеса все еще происходили.
Однако на прошлой неделе автопроизводитель подтвердил увольнение Андерссона. Гендиректор понес ответственность за общие потери «АвтоВАЗа», увеличившиеся в три раза с 2014 года. Однако связаны они были во многом с удручающей ситуацией на автомобильном рынке страны.
Таким образом, настоящей причиной увольнения Андерссона, скорее, как представляется, была его активная оптимизация российской сети поставщиков «АвтоВАЗа» и увольнения рабочих – с 70 тыс. до 40 тыс. человек. За этим увольнением, возможно, стоит компания «Ростех» и ее руководитель Сергей Чемезов, личный друг Путина.
Новый глава «АвтоВАЗа», француз Николя Мор, заступает, возможно, на самый сложный пост руководителя в мировой автомобильной промышленности. Чтобы избежать судьбы его предшественника, ему, безусловно, придется действовать более осторожно, уравновешивая часто противоречащие друг другу интересы Renault, Кремля и рабочей силы и поставщиков «АвтоВАЗа».
Особую проблему представляют такие моногорода, как Тольятти. Его зависимость от одного предприятия в сочетании с численностью рабочих придает производителю «Лады» особое политическое значение. Нужно помнить и о коррупции и преступности в среде поставщиков завода, с чем пытался бороться Андерссон.
Мору необходимо продолжить повышение эффективности и качества на «АвтоВАЗе». Если правительство будет этому способствовать – и будет готово согласиться с дальнейшим сокращением рабочих мест, оказывая адресную поддержку – это станет возможным. К сожалению, увольнение Андерссона посылает другой сигнал – ровно противоположный тому, который предполагался, когда он сидел рядом с Путиным.
Нил Бакли