Американский государственный деятель Александр Гамильтон понял бы природу бюджетного кризиса, который сейчас имеет место в России.
Гамильтон, первый министр финансов Америки, быстро увидел крупный изъян ее молодой федеративной системы. Отдельные штаты могли с легкостью брать займы, и их кредиторы знали, что задолженность будет погашена федеральным правительством. Гамильтон национализировал эти долги и придал им форму государственных облигаций США. Так удалось избежать кризиса и упрочить фундамент кредитных рейтингов США, но одновременно объяснить штатам, что они больше не смогут неэкономно занимать деньги у федералов.
В России 2016 года Москва финансирует более чем на треть доходную часть бюджетов в 30 из 85 регионах. Официальные бюджеты регионов Северного Кавказа зависят от Москвы более чем на 80%. 13 регионов более чем на 50% зависят от центра.
Сегодня Москва испытывает так называемое финансовое «сжатие»: доходы от нефти упали, цены и оборонный бюджет выросли, имущественное расслоение обостряется.
В регионах тоже «сжатие». Примерно у 76 регионов имеется дефицит бюджета, и ситуация только ухудшается. Согласно указам президента Путина от мая 2012 года, регионы обязаны повысить зарплату врачам и учителям. В ситуации, когда московские гамильтоны ратуют за урезание бюджета, правительства регионов уменьшают инвестиции в госсектор и расходы на соцсферу. И занимают деньги.
Долги российских регионов пока не достигли ужасающей величины. Но за последние два года общая сумма задолженности выросла почти вдвое. В половине регионов долг составляет более 50% от текущих доходов, в Астраханской области и Мордовии – намного более 100%.
В Германии долг регионов даже выше, но у них высокий кредитный рейтинг, а займы они берут по низким процентным ставкам. В России ситуация иная, и потому растущий долг регионов опасен для всей российской экономики.
Пока кредиторы в России, видимо, не нервничают. «В случае проблем с обслуживанием долга федеральный центр переведет необходимые суммы для погашения текущих обязательств», – сказал неназванный российский управляющий из сферы финансового рынка.
Это та же проблема, с которой в свое время столкнулся Гамильтон.
У российских регионов мало вариантов действий и все – не слишком желательные (брать крупные займы под высокие проценты, эмитировать облигации, брать займы у федерального центра, «снова затянуть пояса» или попросту не платить по счетам).
В ноябре премьер-министр Медведев, подобно Гамильтону, попросил глав регионов поосторожнее брать новые займы. Другие федеральные чиновники убеждают губернаторов урезать расходы, а одновременно дают поручения расходовать крупные суммы, но не предоставляют регионам инструменты для финансирования поручений.
Трудно удержаться от вывода, что федеральное правительство сбалансировало свои бухгалтерские книги, переложив финансовое «сжатие» на регионы. Доходы регионов от налогов снижаются, а уклонение от уплаты налогов ширится. Поэтому регионы берут крупные займы под чрезвычайно-высокие проценты.
Что дальше?
Москва определенно могла бы исчерпать свои резервные фонды, чтобы погасить долги региональных правительств, оказавшихся на грани дефолта. Москва также могла бы принудить российские государственные и коммерческие банки к реструктуризации долгов. Если мировые цены на нефть восстановятся до того, как резервные фонды иссякнут, Россия выйдет из текущего кризиса, отделавшись легкими царапинами.
В противном случае регионы будут вынуждены еще больше урезать расходы на социальную сферу.
Россияне все еще рассчитывают на льготы советского типа. Когда нефтегазовые доходы высоки, правительство может увиливать от неудобных решений. Когда же мировые цены на сырье обваливаются, обнаруживается, что у России нет институциональных механизмов, которые помогли бы нащупать баланс между желаниями страны и ее финансами.
Томас Ф.Ремингтон