Сейчас, когда наступает паводок, на Иртыше снова возникает вопрос строительства гидроузла и подготовки к принятию «большой воды».
Сегодня уже ни у кого (я имею в виду специалистов) не возникает сомнений, что строительство гидроузла обоснованно и необходимо. Вопросы по гидроузлу были и в период разработки проекта, так как он был сделан наскоро, отсюда и его качество: не было сделано моделирование русла, недостаточно тщательно проведены геологические изыскания. Несмотря на предложения специалистов, не был запроектирован мост для движения транспорта, а также электроустановка для обеспечения электроэнергией сооружения. На это не дало согласия областное правительство.
Как известно, подряд на строительство гидроузла выиграл «Мостовик» и энергично начал работать (2011 г.) с планами завершить стройку в 2014 г. За два года было освоено около 4 млрд рублей, где-то 50% от сметной стоимости, но затем «Мостовик» практически 2 года не работал, уйдя на строительство в Сочи и Дальний Восток.
Это было большой ошибкой. За 2 года простоя практически заилились иглофильтры и горизонтальный дренаж, рассчитанный на работу в срок не более 2 лет. Выработали свой срок и насосы для откачки воды из котлована. После разрыва контракта с «Мостовиком» областная администрация долгое время не находила генерального подрядчика, желающего строить. Наконец, одна из московских фирм дала согласие на строительство, но не как генподрядчик, а как исполнитель отдельных частей проекта. Эта фирма не оправдала надежд, и с декабря работы на объекте не ведутся.
Объект оказался совершенно не подготовлен к принятию паводка. Откачка воды из котлована не успевает бороться с водой в связи с отсутствием достаточного количества насосов, иглофильтры не работают, усилилась фильтрация. Сейчас, когда фактически отсутствует генподрядчик, руководство всеми подготовительными работами к паводку должен взять на себя заказчик, т.е. областная администрация. Сегодня у заказчика не осталось ни одного специалиста-гидротехника, которые почему-то были уволены, и стройка осталась беспризорной.
Надо организовать круглосуточное дежурство квалифицированного персонала, завезти необходимые материалы. Проверить рабочее состояние перемычек и при необходимости поднять их выше (как это делалось в прошлом году), обеспечить устойчивое электроснабжение.
Заместитель директора управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов успокоил население, что паводок ему не грозит, а то, что затопление части гидроузла потребует 1 млрд рублей на восстановление, вроде ерунда. Складывается впечатление, что руководство области махнуло рукой на объект и думает, куда кривая выведет. Специалисты утверждают, что если будет отлажена работа, то объект может быть построен не раньше 2018-2020 гг. В то же время, если такое безразличное отношение к объекту будет продолжаться, то на достройку его понадобится около 10 лет. Ну а если говорить по существу, то кто-то должен отвечать за этот долгострой и неэффективное использование бюджетных денег.
Почетный гражданин г. Омска Ю.Я. Глебов