Украинский президент Порошенко вступил в должность, пообещав бороться с коррупцией в стране и разрушить взаимосвязь между деловыми кругами и политикой на Украине. Теперь это будет намного труднее сделать в связи с утечкой панамских документов.
Обнаружилась секретная офшорная компания, учрежденная от имени Порошенко и не декларированная в его официальных отчетах о доходах.
Украинские политики не теряли времени даром, использовав разоблачения, предъявленные против Порошенко в так называемых «панамских бумагах» – коллекции из 11,5 млн «просочившихся» документов панамской юридической компании Mossack Fonseca, чтобы заявить о намерениях отправить в отставку Порошенко, который решительно отрицает, что он сделал что-то незаконное.
В частности, к учреждению комиссии по расследованию обвинений против президента призвали Олега Ляшко, лидера «Радикальной партии», и партию «Самопомощь».
Ни на одном из счетов, связанных с офшорной фирмой Порошенко, не было более 3080 долларов, но отчеты позволяют предположить, что они, возможно, позволили президенту не выплатить миллионы долларов украинских налогов. Более того в отчетах отмечается, что действия Порошенко могли быть незаконными по двум причинам: открытие новой компании уже в должности президента и сокрытие существования компании в финансовых отчетах.
Прозванный в СМИ «шоколадным королем», Порошенко нажил состояние, возглавляя кондитерскую фабрику «Рошен». Помимо нее, ему принадлежит крупный телеканал, и его личный доход оценивается Bloomberg Business в 720 млн долларов. Во время избирательной кампании Порошенко сказал, что продаст свою фирму, но вместо этого позже заявил о ее передаче в доверительную собственность.
В заявлении журналистам юридическая компания Avellum, учрежденная для передачи «Рошен» в доверительную собственность, отметила, что «обвинения в уклонении от уплаты налогов не имеют оснований» и что «учреждение иностранной структуры не влияет на налоговую нагрузку «Рошен» на Украине».
Усилия Ляшко по организации процедуры импичмента вряд ли далеко зайдут, потому что на Украине все еще нет закона, разъясняющего, как она должна происходить.
Рейд Стэндиш