Депутат Госдумы Олег Смолин прокомментировал БК55 выдвижение коммунистической партией его кандидатуры на пост российского омбудсмена.
– Олег Николаевич, вы уже назвали в комментарии для СМИ свои шансы минимальными. Почему же вы во второй раз принимаете участие в этой ритуальной процедуре?
– Потому что парламент сегодня не только и не столько законодательный, сколько представительный орган. И, возможно, это место для дискуссий, но, увы, не для принятия решений. Решения у нас принимают президент и правительство. Тем не менее, я считаю себя обязанным заявить нашу позицию по защите прав человека.
– В чем она заключается?
– У нас, представителей левого крыла, есть своя точка зрения на эту тему, отличная от позиции либералов. Кстати, вчера я участвовал в дискуссии на «Радио Свобода», где, как вы понимаете, преобладают люди с либеральными политическими взглядами. В итоге даже правозащитники признали, что из имеющихся кандидатур Смолин – лучший вариант. Не сочтите за бахвальство, это просто факт.
Так вот, левые и либералы, сначала – что у нас общего? Общее у нас то, что мы не меньше либералов любим и ценим свободу. И права граждан для нас не пустой звук. Но, в отличие от либералов, у которых на первом плане права отдельных «выдающихся» людей типа Надежды Савченко, мы считаем, что не менее важны и права тысяч, миллионов людей.
У либералов получается, как в известном советском анекдоте про человека, вернувшегося со съезда партии. Его спрашивают: «Что ты там узнал?». Он отвечает: «Узнал, что все у нас для блага человека. И даже видел этого человека».
Второе отличие нашей позиции: да, мы признаем, что в России сейчас страдают все права – и политические, и гражданские, – но все же считаем, что больше всего нарушаются социальные права человека. Бедность прогрессирует. Бюджет 2016 года – это бюджет против всех. Страдают семьи с детьми, пенсионеры, инвалиды, интеллигенция...
На всех встречах я всегда отвечаю на все вопросы – не боюсь никаких. И только на один вопрос я не могу ответить – как можно прожить на минимальную заработную плату, минимальную пенсию, детское пособие и студенческую стипендию? И при том, что инфляция у нас уже достигает 13%, ни пенсии, ни стипендии у нас фактически не индексируются. У меня по этому вопросу уже более сотни обращений от ветеранов по линии профсоюза работников образования. Я, конечно, напишу запрос Медведеву, но, сами понимаете, какова надежда на эффективность этого обращения. При этом Дума даже не решается обсуждать прогрессивный налог, за который агитируют даже Уоррен Баффет и Билл Гейтс – богатейшие люди. Причем мы говорим об умеренной американской модели, а не, например, о жесткой французской. Мы считаем ненормальным, что все кризисные тяготы переложены на беднейшие слои населения и средний класс. Олигархов же это никак не тревожит. Цивилизованный капитализм тем и отличается от дикого тем, что богатые делятся с бедными.
Вот эту нашу позицию мы и хотим в очередной раз донести до остальных депутатов и, если получится, общества. Поэтому я и принимаю участие в, как вы выражаетесь, ритуальных процедурах.
– Все же – как вы оцениваете своих конкурентов в борьбе за пост омбудсмена?
– Скажу только, что кандидатура от «справедливороссов» – Татьяна Николаевна Москалькова, при всем моем к ней уважении, – это символ современной России. Вдумайтесь: генерал МВД – правозащитник!
– Спасибо за интервью, Олег Николаевич!
– Жду очередную порцию критики от ваших комментаторов (улыбается). Хочу только им напомнить, что Билл Клинтон везде ездит с саксофоном, Лавров сочиняет стихи, Керри не расстается с гитарой, а Владимир Владимирович как-то одним пальцем сыграл мелодию. Я одним пальцем играть не умею – приходится всеми десятью. В общем, я хочу сказать, что это общепринятая практика – когда политик проявляет себя как личность.
– Олег Николаевич, это вы о чем?
– В комментариях по поводу встречи в Марьяновке, где я играл на баяне знаменитый «Чардаш» Витторио Монти, некоторые ваши читатели жестко раскритиковали меня за это действо. Но я далеко не уверен, что те люди, что пишут подобные комментарии, сумеют сыграть Монти на баяне. С удовольствием приглашаю их посоревноваться со мной хотя бы в двух видах искусства – поэзии и музыке.
Наталья Николаева, Олег Ледянский